А́йртон Се́нна да Си́лва (порт. Ayrton Senna da Silva, 21 марта 1960 — 1 мая 1994), более известный как Айртон Сенна, — бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1.
Айртон да Силва родился в Сан-Паулу в семье богатого землевладельца. Его отец способствовал развитию гоночных талантов сына, посадив того за руль карта уже в четыре года. В тринадцать лет Айртон впервые участвовал в соревнованиях по картингу. Он описал этот эпизод в документальном очерке, опубликованном в начале 80-х годов. Айртон вспоминал, что гонка проходила на улицах города, а стартовые позиции были написаны на листках бумаги, которые затем участники вытягивали из шлема. Айртону достался первый номер, и он стартовал с поула. Почти все участники были намного опытнее его, однако не могли догнать его на прямых, поскольку он был намного легче и его автомобиль поэтому ехал быстрее. Повороты, однако, Айртон проходил медленнее, и в одном из поворотов в его машину кто-то врезался сзади, из-за чего он вылетел с трассы. В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. Затем он участвовал в чемпионате мира и занимал вторые места в семи гонках, но ни разу не смог победить. В 1981 году Айртон женился на своей давней подруге — Лилиан да Вашконселуш Соуза. У них было много общих интересов, некоторое время они даже вместе участвовали в гонках, но всё же их брак продлился недолго — в 1983 году они развелись. «Этот брак был ошибкой», говорил Сенна после развода, «но она очень хорошо готовила». До сих пор неизвестно, кто был инициатором развода, но оба признавали, что Сенна придавал слишком большое значение гонкам и не мог сочетать их с супружеством. После этого у него было немало романов, но до женитьбы дело больше не доходило. В том же 1981 году бразилец отправился в Европу, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600. В это же время Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери — Сенна, поскольку фамилия да Силва была слишком распространена в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000. В 1983 году с 13 победами в 20 гонках он стал чемпионом британской Формулы-3, победив при этом в самом престижном Гран-при Макао, в течение года он тестировал машины различных команд Формулы-1 — «Уильямс», «Макларен», «Брэбэм» и «Тоулман», и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года. Начало карьеры в Формуле-1 Toleman Команда «Тоулман» была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими, как «Уильямс», «Макларен» или «Брэбэм». Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна и показал впервые свой талант гонщика в Формуле-1. Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он заработал 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами, где проходил Гран-при Южной Африки. В трёх последующих гонках он набрал ещё два очка, а затем на Гран-при Монако, проведя трудную гонку в условиях сильного дождя и обогнав нескольких гонщиков, имевших технически лучшие машины (в том числе двукратного чемпиона мира Ники Лауду), занял второе место, выиграть ему помешала лишь остановка гонки. ПОЧТИ ВСЕ ФОТОГРАФИИ КЛИКАБЕЛЬНЫ Затем в ходе сезона Сенна ещё два раза поднимался на подиум, заняв третьи места в Гран-при Великобритании и Португалии, и по итогам года занял в чемпионате девятое место. Lotus В следующем, 1985 году Сенна перешёл в более сильную команду — «Лотус» (этот переход сопровождался трениями с командой «Тоулман», с которой у Сенны был контракт ещё на год и которая не хотела отпускать его). Команда «Лотус» построила тогда одну из лучших своих машин того периода — 97Т, партнёром Сенны по команде был Элио де Анджелис. На первой трассе сезона — Гран-при Бразилии — Сенна вынужден был сойти из-за проблем с электроникой. На второй гонке сезона — Гран-при Португалии, проходившем 21 апреля 1985 года на трассе в Эшториле при сильном дожде — Сенна, впервые стартовав с поула, смог выиграть свою первую гонку в Формуле-1, завоевав «Большой шлем». Однако остальные гонки сезона были омрачены многочисленными техническими проблемами, и несмотря на то, что Сенна нередко завоёвывал первые позиции в квалификациях, закончить гонки ему не удавалось. Он смог одержать ещё только одну победу — на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии. К концу сезона Айртон набрал 38 очков и занял в чемпионате четвёртое место. Второй сезон в «Лотусе», 1986 года 1986 года сложился у Сенны лучше, благодаря тому, что инженеры команды хорошо поработали над машиной, и она стала более надёжной. На старте сезона в Гран-при Бразилии Сенна занял второе место вслед за своим соотечественником Нельсоном Пике, а затем захватил лидерство в чемпионате мира после победы на трассе Херес в Испании, где он до последней секунды сдерживал шедшего вторым Найджела Мэнселла, который на финише отстал от Сенны всего на 14 тысячных секунды. Но это лидерство не продержалось долго — чемпионат стал ареной борьбы главным образом «Макларена» и «Уильямса», а «Лотус» снова стал страдать от механических проблем. Несмотря на это, Сенна одержал ещё одну победу и ещё в трёх гонках смог занять второе место, и закончил чемпионат с 55 очками, завоевав при этом восемь поулов. Однако пилоты «Макларена» и «Уильямса» — Прост, Пике и Мэнселл — выступили столь хорошо, что этих очков Сенне снова хватило лишь для четвёртого места в чемпионате. Сезон 1987 года также был многообещающим. Компания «Рено» объявила об уходе из автоспорта, и команда «Лотус» стала использовать мотор «Хонда», который был более мощным и надёжным. Начало сезона у Сенны не сложилось, но затем он выиграл подряд две гонки — престижный Гран-при Монако и Гран-при США в Детройте — и вновь оказался лидером чемпионата. Но Мэнселл и Пике на «Уильямсах» и в этом сезоне показывали столь впечатляющие результаты, что Сенне было трудно за ними угнаться, и после Гран-при Мексики, где Сенна вылетел с трассы из-за неисправного сцепления, он потерял шансы на чемпионский титул, за который продолжали бороться между собой Пике и Мэнселл. За две гонки до конца сезона Мэнселл пострадал в аварии на свободных заездах перед Гран-при Японии, и не смог принять участие в этой гонке, а также в последующем Гран-при Австралии. Это давало Сенне шансы на второе место, и он сделал всё, что мог, заняв вторые места в обеих гонках и набрав достаточно очков для второго места. Однако после Гран-при Австралии стюарды установили, что отверстия для охлаждения тормозов на машине Сенны были шире, чем предусмотрено регламентом, и Сенна был дисквалифицирован. Из-за этого по итогам сезона он с 57 очками занял третье место. В ходе сезона 1987 года у Сенны установились хорошие отношения с компанией «Хонда», и когда в конце сезона срок контракта Сенны с командой «Лотус» истёк, он был приглашён в команду «Макларен», которая также использовала моторы «Хонда». McLaren В 1988 году Сенна оказался в «Макларене», где его напарником стал Ален Прост, к тому времени двукратный чемпион мира. Так было положено начало жёсткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов с участием этих двух пилотов. В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16 (только Гран-при Италии выиграла команда «Феррари»), из которых 8 принадлежали Сенне и 7 — Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна. В следующем сезоне 1989 года конкуренция ещё более обострилась, выливаясь в постоянную борьбу на трассе и психологическую войну вне её. Типичным эпизодом этой борьбы стал, например, Гран-при Германии, где Прост и Сенна боролись за первое место в течение всей гонки; выиграл её Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента в предпоследней гонке на трассе в Сузуке, когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга. Этот манёвр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие затем критиковали его за эту попытку. В то же время признавалось, что это место на трассе было практически единственным, где был возможен обгон, и если бы Сенна не попытался это сделать, то чемпионский титул совершенно точно достался бы Просту. Некоторые считают также, что в столкновении был виноват Прост, не пожелавший пропустить Сенну, когда тот уже фактически обогнал его по внутренней траектории. Сенна смог вернуться в боксы, сменить передний спойлер и продолжить гонку, выиграв её, однако после гонки он был дисквалифицирован. Сенна публично заявил, что в этом эпизоде он «был грубо ограблен», что вызвало санкции со стороны FIA — Сенну оштрафовали на крупную сумму и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись перед FIA, вернул себе лицензию. Перед сезоном 1990 года Прост ушёл в команду «Феррари», объяснив это тем, что в «Макларене» отдавали предпочтение Сенне. Но судьба чемпионата снова решалась в предпоследней гонке на той же трассе в Сузуке, и снова борьба шла между Простом и Сенной. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К этому моменту больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом. По данным телеметрии, Сенна даже не попытался затормозить перед столкновением. Многие считали, что это была месть Просту за столкновение годичной давности, и критиковали Сенну за неспортивное поведение. Сенна вначале не признавал явно справедливость этой версии, но и не очень стремился опровергнуть её; год спустя в интервью перед началом Гран-при Японии 1991 года он признал, что спровоцировал столкновение намеренно, и снова обвинил FIA в том, что чемпионский титул 1989 года у него отобрали. В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенной и Найджелом Мэнселлом, выступавшим за «Уильямс». Сенна выиграл четыре гонки в начале сезона, в следующих гонках удача была на стороне Мэнселла. К концу сезона шла равная борьба, но на Гран-при Японии Мэнселл вылетел с трассы и потерял шансы в борьбе за чемпионат. Сенна завершил сезон победой в досрочно остановленной гонке в Австралии и стал чемпионом в третий раз. В 1992 году благодаря интенсивной работе, проделанной в межсезонье инженерами «Уильямса», Мэнселл имел большое преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. Сенна смог выиграть лишь три гонки — Гран-при Монако, Венгрии и Италии, причём победой в Монако Сенна был обязан лишь тому, что за десять кругов до финиша на машине шедшего первым Мэнселла лопнуло колесо. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество «Уильямса», но и отсутствие Проста — без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьёзного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией. На 1993 год у Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушёл из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду «Уильямс», технически лучшую на тот момент, пришёл Ален Прост. Сенна пытался также получить место в «Уильямсе», однако Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага. «Макларен» в это время испытывал проблемы: компания «Хонда» ушла из Формулы-1, а «Рено», которая поставляла моторы «Уильямсу», отказалась поставлять их также и «Макларену». В конце концов руководителю команды Рону Деннису удалось заключить контракт с компанией «Форд», однако он предусматривал, что «Макларену» будут поставляться менее мощные моторы, чем команде «Бенеттон» — основному партнёру «Форда». В «Макларене» надеялись, что им удастся нивелировать это отставание с помощью лучшего шасси и более совершенной электроники. Сенна тестировал «Макларен» в межсезонье и нашёл, что шасси вышло действительно очень хорошим, но всё же недостаток силы мотора ощущался. Поэтому Сенна отказался подписать контракт с «Маклареном» на весь сезон, но согласился ездить, заключая соглашение на каждую гонку в отдельности. Начало сезона получилось впечатляющим: на открытии сезона в Южной Африке Сенна занял второе место, а затем победил на двух гонках подряд — Гран-при Бразилии и затем Гран-при Европы (эта гонка, проходившая в дождь, считается одной из лучших гонок Сенны). Неожиданный успех продолжился победой в Гран-при Монако. После этого Сенна подписал контракт с «Маклареном» на остаток сезона и стал агитировать компанию «Форд» поставлять лучшие моторы «Макларену». Однако в последующих гонках Ален Прост смог лучше приспособиться к машине «Уильямс» и стал показывать всё более высокие результаты, и в конце концов выиграл чемпионат. Сенна завершил сезон победами в Гран-при Японии и Гран-при Австралии и завоевал вице-чемпионский титул, что стало достойным завершением его карьеры в команде «Макларен». Williams _________________ http://catalog.shadrinsk.info/ - адреса телефоны организаций Шадринска Последний раз редактировалось: DIAMOND (2009.03.21 14:42.35), всего редактировалось 2 раз(а) |
не всё влезло. продолжи _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
http://tr.home.lan/forum/viewtopic.php?p=228524#228524
последняя гонка Айртона Сенны. Там еще в тексте интересно _________________ http://catalog.shadrinsk.info/ - адреса телефоны организаций Шадринска |
эх точно супер герой, абалденный гонщик был |
Сегодня 18 лет
Бруно давай! У тебя и цвета сейчас наверняка не случайно схожи с машиной твоего дяди в 94-м _________________ http://catalog.shadrinsk.info/ - адреса телефоны организаций Шадринска |
Айртон Сенна - талантище, не к ночи будет помянутый
DIAMOND писал(а):
Бруно давай! У тебя и цвета сейчас наверняка не случайно схожи с машиной твоего дяди в 94-м DIAMOND о чем ты вообще говоришь ? -чел использует в коммерческих целях имя дяди 12 побед в различных сериях- с 2004 года , кому он(Бруно) нахрен был бы нужен, если б не громкое имя _________________ Да сохранится психика тех, кто всерьез воспринимает мои сообщения во всемирной паутине |
Сенна наглый был, как Шумик.
Легенда _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
Leon
Я в прямых трансляциях это наблюдал.. Помню как Мэнселл его в боксах "за грудки трёс". Сенна с Найджелом постоянно бодались. Это было сильное противостояние. Шуми позже пришел- против этих двух он в то время ещё сченок был. Помню как за Сенной он любил в хвост пристраиваться-учился видимо _________________ Да сохранится психика тех, кто всерьез воспринимает мои сообщения во всемирной паутине |
MUk писал(а): Я в прямых трансляциях это наблюдал..не поверишь я по ртр видел как он ...... Добавлено спустя 1 минуту 2 секунды: на смешном маленьком фунае 37 см Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд: х с ней со стеной Добавлено спустя 58 секунд: и на ф1 я запал только из-за него. Дядинька. я думаю ты не больше меня видел. _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
Leon писал(а):
и на ф1 я запал только из-за него. Дядинька. я думаю ты не больше меня видел. Да я и не понтуюсь- просто хрена ли скромничать , если в живую видел, может кто заинтересуется - кто по разговорам это знает, или вообще не в курсе. А так то- я тебе не дядинька _________________ Да сохранится психика тех, кто всерьез воспринимает мои сообщения во всемирной паутине |
MUk
в живую - вобще атец! _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
Leon
Вживую- в прямую какго прие..матался? Спрашивай - чего интересует, если ничего не интересует- отчепись _________________ Да сохранится психика тех, кто всерьез воспринимает мои сообщения во всемирной паутине |
а я как раз эту гонку пропустил, включаю телевизор и херею _________________ http://catalog.shadrinsk.info/ - адреса телефоны организаций Шадринска |
MUk писал(а): Да я и не понтуюсь- Пантуешься.... _________________ Я ещё та "чёрная кошечка", дорогу перейду тьфу-тьфу не поможет.. |
MUk
я смотрел ту гонку _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |