Автор не известен
Человек, который искал Сатану Много лет назад случилось так, что я оказался перед трудным выбором. Наконец, я принял решение, но сомнения все-таки оставались. Не сумев разрешить их, я отправился к своему духовному наставнику и рассказал ему о своей проблеме. — Как узнать, когда решение приходит от Бога, а когда от себя? — спросил я его. Он помолчал немного и сказал: — Для познавшего Истину все, что приходит от Бога, есть Бог, а все, что приходит от себя, не есть есть Бог. Когда я был молодым, незрелым юнцом, я часто бродил по рыночной площади, среди суматохи и толкотни, столь привлекательной для всех мальчишек. Однажды, проходя среди лотков, я увидел седого старого человека — на нем был зороастрийский пояс — возбужденно говорящего с сурового вида священником. Привлеченный горячим спором, я пробрался к ним поближе. — Ты поступил бы мудро, если бы стал Христианином, подобно мне, — говорил священник огнепоклоннику, — вместо того, чтобы оставаться язычником. — Если Бог этого захочет, так и будет, — ответил старик-зороастриец. — О невежда, этого Бог и хочет, но Сатана не допускает, — говорил священник, — он не желает, чтобы ты был праведным. — Поразительно! — воскликнул зороастриец, — оба, и Бог и Сатана, обладают волей, но, похоже, Сатана берет над Богом верх. Тогда зачем мне следовать за слабым? Ведь если я мудр, я последую за тем, кто сильнее, не так ли? По сконфуженному лицу священника я понял, что ему нечего возразить на слова старика. Громко ругаясь, он исчез в толпе. Хотя больше я никогда не встречал этих людей, я не мог забыть этот спор. Он произвел на меня очень сильное впечатление, что, несомненно, повлияло на сон, увиденный той ночью, или, вернее, на то, что случилось потом. Я не очень хорошо помню этот сон. Я был в странном доме и быстро шел через анфиладу комнат. В каждой комнате обитал отвратительный демон, исчадие ада, один ужаснее другого. Я откуда-то знал, что, двигаясь дальше, в одной из комнат в конце концов увижу самого ужасного из всех демонов, самого Сатану. Несмотря на это, остановиться я не мог. И действительно,- достигнув последней комнаты, я очутился лицом к лицу с гнуснейшим, отвратительным существом, которое не мог себе и вообразить. В этот миг я проснулся в ужасе, покрытый испариной. С облегченьем поняв, что это лишь сон, я открыл глаза в надежде успокоиться в привычной обстановке своей комнаты. Все было как прежде. Но я был не один. В ногах моей кровати сидел человек. Он был необычайно красив, с худым лицом, орлиным носом и пронзительными "кошачьими" глазами. Его гладкие черные волосы были зачесаны назад, открывая высокий лоб. Я никогда не видел этого человека раньше и не мог понять, как он проник в мою комнату. Но что- то в нем было мне знакомо. Я собирался спросить его, кто он и что делает в моей комнате, когда он посмотрел на меня, усмехаясь. Это была отвратительная, наводящая ужас усмешка. И я точно знал, что человек, сидящий передо мной, был никто иной, как сам проклятый. Я был ошеломлен. Как это могло быть, пытался я понять? Ведь он вовсе не похож на то отвратительное существо из моего сна. В замешательстве я отвел глаза. Когда я заставил себя вновь взглянуть на него, он уже исчез. Мысли мои смешались. Я не понимал, что все это значит. Зачем Сатана приходил ко мне и что означает его ужасная усмешка? Может быть, мне только приснилось, что я проснулся? А если нет, то чего он хотел от меня? Беспокойство от этого происшествия не давало мне спать. Только через два дня я смог заснуть снова. Меня так захватило это событие, что я испытал жгучее желание понять, кто же такой Сатана. Я оказался перед той самой дилеммой, которую поставил старик-зороастриец на рынке. Конечно, идея о превосходстве Сатаны над Богом была абсурдной. Бог сильнее Сатаны, как же может быть иначе? И однако, ответ старика священнику заинтриговал меня. Я недоумевал, как возможно объяснить существование зла, Сатаны, в мире, если Бог — всемогущ? Ответ старика заключал в себе парадокс, и мною овладело жгучее желание разрешить этот парадокс, иными словами — понять Сатану и объяснить существование в мире чудовищного зла — жадности, ненависти, предрассудков, несправедливости, насилия, которые и правили миром. Чтобы найти ответ, я начал читать все подряд, что смог найти, о существовании зла. К моему разочарованию, я вскоре обнаружил, что огромное большинство авторов, даже те, кто был в других отношениях талантливым и проницательным, по этому вопросу несли всякую чушь. В конце концов я стал таким знатоком проблемы зла, что перестал находить в книгах что-то новое для себя. И я решил искать ответы на свои вопросы не в книгах, а из уст людей, близко знакомых с Сатаной и злом. Я подумал, что истинную природу Сатаны можно узнать у тех, кто принял его и его образ действия. Но к моему изумлению оказалось не так-то просто найти того, кто был бы на "короткой ноге" со злом. Я обнаружил глупость. Я наткнулся на низменность. Я нашел эгоистичность, жадность, пошлость, ненависть, гнев. Но ни в ком я не нашел осознанного восприятия зла. Зло действовало очень эффективно, но без малейшего осознавания теми, кто находился под его чарами. Как могли они что-нибудь рассказать о своем хозяине, будучи его подручными неумышленно? * * * Месяцы слагались в годы, а я ничуть не приближался к тому, что искал. Я был на грани того, чтобы оставить свои искания, сокрушенный своими неудачами, когда решил совершить паломничество в Иерусалим. Возможно, сказал я себе, Бог дарует мне то, в чем отказал Сатана. На пути в Иерусалим мне случилось остановиться на несколько дней в одной деревушке — не помню, по какой причине, если она и была. Это было лучшим из всего, что я сделал. В первый же вечер , сидя в за столом в доме для приезжих, я услышал снаружи какой-то шум. Любопытствуя, я вышел узнать причину такой суматохи. Чуть ниже по улице вокруг нескольких людей преклонного возраста собралась целая толпа. С трудом пробравшись поближе, я оказался около говоривших и мог разобрать, о чем идет речь. Я повернулся к стоящему рядом парню и спросил его, что здесь происходит. — Это мудрые люди, они собрались здесь, чтобы поговорить на духовные темы. Поблагодарив его, я повернулся к группе мужчин, начавших оживленное обсуждение. К моему удивлению, они обсуждали именно ту тему, которая так настойчиво преследовала меня: что есть зло. Я стал слушать с предельным вниманием. Один из мужчин обратился к собравшимся и произнес благословение — я не вполне разобрал, что это было. Затем он начал рассказывать: — Однажды, исполненный веры, полностью уповая на Бога, я пересекал пустыню. Три дня у меня не было ни крошки хлеба, ни глотка воды, слабость моя все увеличивалась и увеличивалась. На четвертый день сатана явился ко мне и сказал: — Ты роздал все свои богатства и владения лишь для того, чтобы отправиться в паломничество голодным? Зачем? Тебе легче было бы путешествовать, имея все это. Услышав эти слова, я взмолился: — О Господи, Ты послал врага к своему другу, чтобы он уничтожил его? Без Твоей защиты я беспомощен и не смогу выбраться отсюда. В ответ прозвучал голос: - О путник, выброси все, что у тебя в карманах, чтобы Мы могли ниспослать тебе то, что пребывает в Незримом. Я сунул руку в карман и нашел там четыре серебряные монетки, о которых я совсем забыл. В тот миг, когда я их выбросил, сатана исчез, а мне была послана пища из Незримого. Эта пустынная часть мира, это узилище — владения Сатаны. Остерегайтесь его владений — тогда он ничего не сможет поделать с вами. С противоположной стороны поднялся другой мужчина и начал говорить: - Да, истинно, мир — царство Сатаны. Но Сатана не только в мире, он присутствует в каждом из нас. На самом деле он ни что иное, как низменная душа странника, его "я". Каждый день страсти облекаются в триста шестьдесят разнообразных божественных одежд, сбивая искателя с пути истинного. Но Сатана не может проникнуть в сердце и внутреннюю сущность путника, если страсть к совершению греха не проявляется в нем. Когда предрасположенность к страсти возникает в ком-либо, Сатана использует ее и лелеет, проецируя на сердце. Это и есть "искушение", начинающееся со страсти и представляющее собою самое гнусное из действий Сатаны. Обман Сатаны держится на твоем собственном бесчестии, каждое твое желание и есть твой Сатана. Где-то позади говорящего раздался голос: - Снимая покров, Всевышний проявляет Себя в гневе. Как дуалисты сотворяют везде Сатану? Из толпы прокричали: — Ересь! Лицемерие! — Нет, это не ересь и не лицемерие, — сказал третий мужчина в ответ толпе. — Или вы не знаете, что у Бога два имени? Одно — Милостивый и Милосердный, другое — Всемогущий. Из атрибута Мощи Он вывел сатану в существование, а из атрибута Милости — Христа. Оба, и Сатана и Христос, ведут по Пути. Сатана уводит от Бога, тогда как Христос направляет к Нему. Когда я услышал это, меня начала бить дрожь. В своем невежестве и гордыне я думал, что о Сатане и зле я узнал все что можно. Сейчас же я ясно понял, что не знал ничего. Начитался небылиц и бесплодных фантазий, наслушался праздных мечтателей. Как только я немного успокоился, я заметил странного мужчину, смотревшего на меня. Сам человек был ничем не примечательный, если не считать его просто-таки царственного белоснежного плаща, выделяющегося среди серых, заплатанных одеяний, которые обычно носят странники. Когда я повернулся, чтобы еще раз взглянуть на него, его не было. Я начал осматриваться и заметил его, вернее, край его плаща, исчезающий за углом. Что-то инстинктивно толкнуло меня, и я последовал за ним. Сначала я потерял его из виду, но в конце концов обнаружил на маленькой грязной улочке. Я замедлил шаги и, успокоившись, подошел к нему. — Извините меня, я видел Вас на собрании. Могу я поговорить с Вами? Человек в белом плаще приостановился и, обернувшись, бросил на меня короткий взгляд через плечо. На мгновение мне показалось, что он сейчас уйдет, но он повернулся ко мне. — Зачем вы беспокоите меня? Что во мне могло заинтересовать вас? Не могу предложить вам ничего, принадлежащего этому миру. — Я этого и не ищу. Мне бы только хотелось поговорить с Вами, если у Вас есть время. Рассказать о своей дилемме. - На собрании было много людей знания. Почему бы не спросить кого-нибудь из них? — Я устыдился своего невежества и не осмелился подойти к ним. — А почему вы беспокоите меня? - Не знаю В Вас было что-то... Когда я смотрел на Вас, мне показалось, Вы все понимаете, о чем там говорилось, и что Вы все это уже знаете. А еще, Вы так пристально смотрели на меня. Я ожидал, что он откажет или рассердится, но он удивил меня. - Что это за дилемма, о которой вы говорите? - Всю жизнь я пытался понять зло и Сатану. До сегодняшнего дня я думал, что изучил все, что можно об этом узнать. Теперь я осознал, что не знаю ничего. Чувствую, что сейчас моя цель даже дальше, чем в начале моих поисков. Я хотел продолжить, но человек прервал меня взмахом руки, белоснежная вспышка плаща на мгновение ослепила меня. — Какова бы ни была ваша дилемма, я могу дать ответ и уберечь вас от неприятностей. Но сомневаюсь, что вы послушаете меня. - Почему? - Потому что это не то, что вы хотите услышать. — Все равно скажите. — Ответ прост: забудьте о Сатане. Игнорируйте его. Сатана слаб и немощен перед Богом. Рассматривайте его как нечто чрезвычайно незначительное. Утратьте интерес к Сатане и полностью предайтесь Единому, Несравненному и Всемогущему. Поминайте Его с каждым дыханием. — Но как я могу забыть или утратить интерес к тому, что я стремился понять столько лет? — Я сказал, что вы не в состоянии воспользоваться моим советом. — Возможно, однажды я пойму Сатану и тогда смогу думать о нем как о чем-то незначительном, и забуду о нем? — Я уже сказал все, что необходимо знать о Сатане. — Но Вы знаете много больше. Скажите же мне, позвольте и мне узнать то, что знаете Вы. Может быть, посредством знания я смогу пренебречь им. — Это не поможет вам игнорировать его. Ведь он — "вводящий в заблуждение". Он всегда знает больше вас и исказит все, что вы знаете. Сатана намного умнее любого человека. И поскольку вы так настойчивы, я немного расскажу о том, что вы хотели узнать. По крайней мере, в одной вещи вы были правы: кое-чего вы не знаете. Начнем с того, что вопрос о зле и вопрос о Сатане — это две абсолютно разные темы. Зло может существовать с точки зрения человека, но с Божественной точки зрения, как возможно существование зла? Если ты совершаешь злое — ты причиняешь зло самому себе. Как может твоя злонамеренность исходить от Бога? Бог есть абсолютное добро и ничего, кроме чистейшего добра. Как Он может быть причиной зла? И разве не Он сотворил Адама и Сатану, Моисея и Фараона? — Но если задачей Сатаны не является распространение зла, то что же тогда? — Вы бы не смогли этого понять. Так чего беспокоиться? Это будет звучать для вас как ересь или чепуха. — Если Вы не хотите сказать, дайте мне возможность узнать это самому, даже и от самого Сатаны, уж он-то точно даст мне ответ. — Похоже, ты еще больший глупец, чем я думал, если хочешь говорить с Сатаной. А с чего ты решил, что я могу тебе в этом помочь? — Я слышал, что те, кто близок к Богу, могут сами призывать и допрашивать Сатану. Человек в белоснежном плаще запрокинул голову и засмеялся так, словно я был сумасшедшим. Когда он прекратил смеяться, то пристально взглянул на меня. — Делай что должен. Но что бы ни случилось, помни, сатана необычайно хитер. Чтобы совратить тебя, он использует все, даже истину. И да поможет тебе Бог. С этими словами он поверил лея и исчез, хотя я не заметил, как он уходил. Все получилось отлично, подумалось мне. Внезапно я почувствовал себя опустошенным. Все, что я хотел, так это найти местечко, чтобы передохнуть. Не зная точно, где я нахожусь, я пошел наугад. Я потратил несколько часов, прежде чем нашел небольшую церквушку, где решил остановиться. Вдруг, я заметил мужчину странного вида, шедшего ко мне. По какой-то причине от его присутствия во мне стал нарастать страх, возможно, потому, что я был чужестранцем. Когда человек оказался рядом, я спросил его, кто он, чувствуя еще больший страх. - Зачем ты спрашиваешь, если ты сам искал меня? А представляешься таким наивным и испуганным. Зачем играть со мной в такие игры? Я могу и получше провести свое время. Я с трудом верил своим ушам. - Это ты, проклятый! - Я тот, кто я есть. Зачем ты искал меня? - Хотел узнать тебя получше. - Мы и так почти братья. - Бывает, что и братья — чужие друг другу. - Бывает. — Тот, кто устроил нашу встречу, сказал мне, что сеять зло не ваше занятие. Как это может быть? — Он так сказал тебе? . Я кивнул головой. — Может, ты и не такой наивный, как кажешься. Я растерялся и, наконец, решился спросить прямо: — Если это так, то кто ты и какова твоя истинная цель? Тряхнув головой, сатана ответил: — Вы, человеческие существа, поражаете меня. Сотни тысяч лет я преданно поклоняюсь Богу, пребывая между страхом и надеждой. Мое имя было Азазель, и именно я указал ангелам дорогу к Божественному Присутствию. Не было более преданного Богу, чем я. И ты смеешь говорить со мной о зле и спрашивать, кто я такой? А кто ты такой? — Я больше не уверен в том, что знаю, кто я, но я не тот, кто был проклят Богом, как ты. — Быть проклятым Им слаще в сотню раз, чем отвратиться от Него к иному. Посмотри на себя! Ты так погружен в мысли обо мне, что совершенно не помнишь о Нем. Ты забыл, что все исходит от Него. Я ничего не делаю без Божьего веления. Он хотел сделать меня символом проклятья. Он сделал что хотел и использовал Адама просто как предлог. — Ты не боишься Божьего гнева? — Боюсь? Почему я должен бояться? Если другие бегут от Его шлепков — пусть, пожалуйста. Возлюбленный сделал мне подарок на память, и я храню его, невзирая на то, сладок он или горек. Тот, кто различает, все еще неопытен в любви. Я ощутил, что еще немного и из ушей у меня пойдет кровь. Голова у меня закружилась. Я-то был уверен, что Сатана — зло, что он ослушался Бога, а сейчас почти убедился в том, что он — один из любящих Бога. — "Один из любящих Бога"? Азазель оглушительно расхохотался. — Ты наносишь мне оскорбление. Именно полная приверженность Божественному Единству помешала мне пасть ниц перед Адамом. Я не один из любящих Бога. Я величайший из любящих Его. Как бы ни проклинали меня, я никогда не подчинюсь никому, кроме Него. Если бы даже на мгновение я отвлекся на что-то еще, не было бы у меня такой власти над миром. Никогда в жизни я не был так смущен и напуган, как в этот момент. Теперь я понял, почему человек в белоснежном плаще предостерегал меня от разговора с Сатаной. Я попытался разжать его хватку. Хотелось бежать от него, но я все еще не узнал, зачем он появился много лет назад в моей комнате, и надеялся получить ответ. — Мне хотелось бы спросить еще об одном. - О сне и моем появлении? - Да. Как ты узнал? - Как узнал? Вы, дети Адама, действительно туповаты. Нет ничего, чего бы я не знал о самости. Я — князь самости. Это мои владения от края и до края. Я знаю, что вы намереваетесь совершить еще до того, как вы задумаете это. - Тогда скажи мне, зачем ты приходил той ночью? — Это совсем просто. В своем сне ты вызвал меня в таком безобразном виде, что мне захотелось показать всю ограниченность твоего понимания. И долго же до тебя это доходило. Тупо, очень тупо. И он разразился наводящим ужас смехом. Я не знал, что и подумать. В самом ли деле мне был явлен другой, истинный, лик Сатаны, или я все еще обманываюсь, даже теперь? К сожалению, у меня не было возможности выяснить это: когда я хотел продолжить расспросы, то обнаружил, что стою один. Проклятого нигде не было видно. Совершив молитву, я церковь, надеясь вновь отыскать человека в белом плаще. Три дня я повсюду искал его, но не нашел никого, кто хотя бы слышал о нем, а тем более видел. Он не оставил никаких следов, и в конце концов я забросил свои попытки как совершенно безнадежные. Пав духом из-за своей неудачи, я решил отправиться в Иерусалим, как и собирался ранее. Однажды ночью я увидел во сне человека в белом плаще, а когда хотел заговорить с ним, то не смог. И он повернулся и ушел. Я проснулся. Утром мне было еще тяжелее, чем накануне. Когда я достиг Иерусалима, я был в крайне скверном расположении духа, ненавидя всех и в особенности себя. Не хотелось входить в Дом Бога в таком состоянии, и я отправился на рынок. К моему изумлению, там я увидел мужчину в белом плаще, сидящего в окружении детей. По-видимому, он рассказывал им какую-то историю, они сидели как зачарованные у его ног. Я подождал, пока они закончат, и затем подошел. Все дети бросились врассыпную. Я приблизился и поклонился ему. — Извините. Я не хотел испугать детей. — Ничего. Эта история окончена. — Я только хотел сказать, что осознал, насколько вы были правы. Я был полным идиотом, когда хотел говорить с Сатаной. Я не знаю, что и думать. Он совершенно опустошил меня, не прилагая к тому ни малейших усилий. Его речь казалась такой вдохновенной. — И что же он рассказал тебе? — Что он величайший из любящих Бога. Что он ничего не делает без Его повеления. Это действительно так? Я должен знать. — Я предупреждал, что сатана, чтобы совратить тебя, использует все, даже истину. — Значит, все так и есть, как он сказал? — Да, но это не вся правда. Сатана никогда не открывает все как есть, но лишь часть, достаточную для того, чтобы придать достоверность своей софистике и обману. Он, может быть, и любит Бога, а ты спросил его, почему? Может, он и в самом деле исполняет лишь то, что велит Бог, а ты спросил, чем вызваны эти веления Божий? - Я был в таком замешательстве, что едва мог соображать. А Вы можете ответить мне на эти вопросы? Могу я узнать всю правду? - Можно было бы просто отделаться от тебя, отослав прочь. Однако ты осознал свою глупость и, возможно, научился чему-нибудь. И потому еще один раз я отвечу тебе. Это правда, что Сатана любит Бога. Здесь он сказал тебе правду. Но любовь, зараженная самостью и эгоизмом, нечиста. Его любовь крайне эгоистична. Любя Бога, он любит Его для себя самого. А так как он не способен любить беззаветно, его любовь проявляется вкупе с ревностью, превышающей все. И на мгновение Сатана не может допустить, чтобы другие тоже обращались к Богу, и потому все его усилия направлены на то, чтобы отвратить человека от Бога. Только так, согласно его извращенному восприятию, он единственный сможет обладать Богом. До появления человека, Азазель чувствовал себя Божьим фаворитом, любимчиком. Но когда появился человек, этот помазанный херувим понял, что именно человек, а не он, Азазель, стал венцом всего творения и, именно к нему, к человеку, направлена вся безграничная любовь Творца. Такого он стерпеть не мог и с тех пор делает всё, чтобы увести людей от Бога. - Но тогда зачем Бог создал Сатану? — Бог создал Азазеля , чтобы не дать приблизиться к Себе недостойным, и поставил его стражем у Своей двери. - Но это значит, что Сатана и вправду под Божьей властью? - Сатана — часть вселенной, и все во вселенной под властью Божьей. Сатана — проявление Божьего Гнева. Моисей и Фараон оба — слуги Единой Реальности, хотя, по видимости, первый пришел к истине, а второй сбился с пути. — Выходит, Бог не хочет, чтобы все искали путь, следовали Его слову? Как это возможно? — Как возможно!? Разве не написано в Писании, что Всевышнему принадлежит вся власть? Разве не отчаиваются те, которые уверовали, что если бы Всевышний пожелал, то повел бы прямым путем всех людей? Было трудно принять это, но сердцем я знал, что так оно и есть. Но я не мог понять, почему в таком случае у Сатаны столь гнусная и злобная репутация. Я решился попросить человека в белом плаще ответить еще на один вопрос. Он ответил не так, как я ожидал. — Я сказал тебе более чем достаточно. Если ты все еще не удовлетворен, спроси его сам. Я не понял, что он имеет в виду, пока он жестом руки не показал поверх моего плеча. Я оглянулся и снова увидел сатану, улыбавшегося своей отвратительной улыбкой. — Что, захотелось узнать причину моей плохой репутации? Некоторые говорят, что она мной заслужена, но они просто невежды. В действительности, она не что иное как ваше отражение, вас, жалких людишек, отражение вашей собственной низменности. — Как это? — Твой друг уже рассказал тебе о моей цели. Я отвлекаю детей Адама от их Создателя и сбиваю их с пути истинного так, чтобы они отвернулись от Него, и мне ни с кем не пришлось делить мою любовь к Нему. Чтобы поймать их в ловушку их самости и эгоизма, , для меня все средства хороши. Если необходимо, я использую для отвлечения даже самые благородные качества и поступки. — Невозможно!.. Как же добро может быть разрушительным? — Это просто. Когда верующий совершает праведный поступок, я делаю так, чтобы этот поступок показался ему прекрасным. Я нашептываю сладкие слова поощрения, говоря им, какие они замечательные. Они исполняются чувством самодовольства и начинают много мнить о себе — вместо того, чтобы вспомнить о Боге, которому на самом деле принадлежит вся хвала. Я заставляю их гордиться своими действиями, так что они раздуваются от важности и начинают смотреть на других свысока. — Действительно невероятно! — А я и есть невероятный парень. Теперь-то ты начинаешь понимать. Ну так дальше. Если эту тактику постигает неудача, я толкаю их на дорогу благих намерений. Когда они заняты добродетельными действиями — например, размышлениями о Боге, я нашептываю им в уши "В мире столько людей, которым ты бы мог послужить, а ты сидишь и ничего не делаешь. Давай, иди и яви свою любовь делами, а поразмышлять о Боге ты сможешь и потом. Если ты сегодня не послужишь добрыми делами, ты допустишь небрежение по отношению к своему призванию. Иди, соверши воинственные молитвы, посражайся против зла в мире, найди нуждающихся и послужи им, а потом можешь вернуться к размышлениям". Когда я отвлеку их таким образом, далее я соблазняю их, подталкивая к возвращению в мир, говоря: "Ты выполнил свой долг перед Богом и заслужил отдых. Ты можешь поразмышлять о Нём позднее. А сейчас выпей чаю, поговори с друзьями, ты заслужил это". Так, вытесняя одно за другим хорошие намерения, я отвлекаю их от первоначальных замыслов и увожу от размышлений о Боге. Поистине у меня в запасе несметное количество способов добиваться своего, используя даже высочайшее благо. Правда, я редко прибегаю к таким уверткам. В своих усилиях сбить человеческие существа с пути истинного, я сперва всегда играю на низменных чувствах. Только когда я терплю в этом неудачу, я использую добро. И в самом деле, с чего бы это мне обращаться к благому, если того же самого я гораздо легче добьюсь с помощью неблагого? Единственная причина, по которой меня знают как гнусного и подлого в том, что это те качества, благодаря которым люди обычно отвращаются от своего Создателя. Так что для достижения своих целей я прибегаю к добру крайне редко. Если бы вы сами не были так низки и гнусны, я никогда бы не заработал такой плохой репутации. Все, что ты видишь во мне, не более чем твое собственное отражение. Так что нечего проклинать меня, а если уж очень хочется, так проклинай самого себя. Я не знал, что сказать. Опять Сатана преуспел. Мой ум пребывал в полном смятении. Как можно спорить с ним? У него были ответы на все вопросы, и они были так же неуязвимы, как чернота его души. В совершенном отчаянии я повернулся к человеку в белом плаще, преклонил колени и взмолился о помощи. — Я думал, что ты хоть чему-нибудь научился, но сейчас вижу, что ты все так же слеп. Когда мы говорили с тобой, я открыл тебе единственный способ обхождения с Сатаной. Ты не послушал, зачем же начинать все сначала? — Я буду послушен теперь, обещаю. Не отказывайте мне. Выслушав это, Сатана впервые обратился к человеку в плаще: — Да, скажи, пожалуйста. Мне бы тоже хотелось услышать, что это за единственный способ обхождения со мной. Не обращая внимания на Сатану, человек в плаще взял меня за руку: — Бог милостив. Я говорю тебе то, что уже сказал однажды. Возможно, на этот раз ты внемлешь моим словам. — Обещаю. Ненависть моя к Сатане придала мне сил. — Нет, даже это ошибка. Есть только одна вещь, которую Сатана не может вынести и что может изгнать его прочь. Не обращай на него никакого внимания. Не имеет значения, что он говорит или делает. И это все, ничего более. И он покинет тебя. Даже ненависть к Сатане играет ему на руку. Ведь ненависть к Сатане отвлекает от любви к Богу. Ты должен совершенно утратить всякий интерес к Сатане, относясь к нему как к чему-то не значительному, так, чтобы освободившись, ты мог полностью предать себя Богу. Забудь Сатану и себя, помни Единого. И Сатана станет бессильным и немощным перед тобой. И тут внезапно я осознал, что все мои изыскания были заблуждением. Я потратил столько сил за все эти годы, выясняя все возможное о Сатане, силясь понять его, а настоящий ответ оказался таким простым, игнорируй его, забудь о нем. Когда я взглянул на Сатану, я увидел, как впервые за все время высокомерие и самонадеянность слетели с него. Он побледнел, как будто был сильно испуган. Голос человека в плаще отвлек мое внимание от Сатаны. Много лет назад жила одна вдова. Она была одной из величайших влюбленных в Бога. Однажды Сатана в своей ревности решил попробовать отвлечь ее от Возлюбленного, хотя бы на миг. Притворившись убогим нищим, Сатана приблизился к ней и попросил позволения задать ей вопрос. Будучи смиренной женщиной, она, конечно, согласилась. — Ты любишь Всемогущего? — Да. Нет у меня иной любви, кроме Него. — Тогда ты должна ненавидеть Сатану и быть его врагом. — Вовсе нет, — отвечала она, — я столь преисполнена любви к Милостивому, что в моем сердце нет места и времени для ненависти к Сатане. Услышав это, Сатана издал страшный вопль — такого я никогда не слышал. Когда же я хотел посмотреть на него, он исчез без следа. Я повернулся к человеку в плаще, но обнаружил, что и он исчез. Оставшись один, я подумал, уж не привиделось ли мне все это? И возможно ли, чтобы это было лишь сном или фантазией? Я стоял смущенный, не зная, что делать дальше. Оборванный уличный мальчишка робко приблизился ко мне. Он был похож на меня — такого, каким я был много лет назад, до начала моих поисков. — Извините, господин. Это для вас. Он протянул мне кусок пергамента. — Что это? — Мужчина дал мне это. Он сказал, чтобы я передал вам. — Какой мужчина? — Не знаю. Я не видел его прежде. — Как он выглядел? — Я не заметил. Просто мужчина. Он был одет в необычный плащ. Мне надо идти. Мальчишка поддел ногой камень и припустился бежать в сторону рынка. Я посмотрел на пергамент. Там была одна фраза. Вот она: Во всех вещах Смотри на Него, Говори о Нем, Знай — только Его. |
Малобукф! _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
готично _________________ arare homanus est |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |