Список форумов Шадринский форум -> Увлечения -> Спорт -> Авто-Мото -> Ален Прост с днем рождения
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать

Ален Прост с днем рождения

Автор
Сообщение
DIAMOND
Заслуженный писатель


Пол: Пол:Муж.
Зарегистрирован: 22.05.2005
Сообщения: 12615
Откуда: Шадринск - Екатеринбург транзит

Статус: Offline
СообщениеДобавлено: 2009.02.24 14:06.56
Ответить с цитатой
Ален ПРОСТ /Alain PROST/ (1955),
французский автогонщик, четырехкратный чемпион «Формулы 1».

Ален Мари Паскаль Прост (фр. Alain Marie Pascal Prost; род. 24 февраля 1955) — знаменитый французский автогонщик. Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1. Четырёхкратный чемпион мира. Первенствовал в 1985, 1986, 1989, 1993 годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «Prost Grand Prix», которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.
Ален Прост считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» за всю её историю. Вместе с тем он никогда не мог похвастаться огромной армией поклонников. Когда говорят о чемпионах прошлых лет, то чаще всего вспоминают Михаэля Шумахера, Айртона Сенну, Ники Лауду, Джеки Стюарта, Хуана-Мануэля Фанхио и лишь только потом Проста. Хотя если кому-то из них Ален Прост и уступал — то только самую малость. Всё дело в расчётливом и академичном стиле пилотажа этого гонщика — не слишком зрелищном, но вместе с тем, приносящем отличные результаты. Сам Ален Прост, получивший в «Формуле-1» прозвище Профессор, не слишком переживал из-за критики его вождения — он просто делал своё дело, добиваясь максимально возможного результата в каждой конкретной ситуации, как поступал на протяжении всей своей карьеры.

Достижения в F-1
Чемпионские титулы 4
Набранные очки 798.5
Победы 51
Подиумы 106
Pole Positions 33
Быстрейшие круги 40
Старты в Гран-При 199
Пройденые круги 2676
Пройденые километры 12431

Карьера до Формулы-1
Спортивную карьеру начал в 1973 г. с картинга . В 1975 г. окончил гоночную школу Winfield, выиграл гонку выпускников, был признан «Пилотом Elf» и в качестве приза получил автомобиль для участия во французской Ф-Renault . В 1976 г. выиграл чемпионат Франции в Ф-Renault ( 12 побед в 13 гонках ) . Чемпион Франции в Ф-Super Renault 1977 г. ( 8 побед ) . В 1978-1979 гг. Выступал в Формуле-3 . Чемпион Франции 1979 г. , Чемпион Европы 1979 г. ( 7 побед ) .

Карьера в Формуле-1
1980: МакЛарен-Форд


Прост дебютировал в Формуле-1 за команду «Макларен» и уже в первой своей гонке на Гран-при Аргентины заработал первое карьерное очко, финишировав шестым. «Макларен» в ту пору не был быстрой машиной, и по ходу сезона Просту удалось набрать всего 5 очков. Лучшим его результатом стало пятое место в Бразилии. По окончанию дебютного сезона Прост, несмотря на имевшийся у него ещё на два года контракт с «Маклареном» заключил соглашение с заводской командой Рено (Renault). Сам Прост по этому поводу сказал, что уходит из-за большого числа поломок машины и потому что чувствует, что в некоторых из этих поломок команда обвиняет его

1981—1983: Renault F1
«Рено» в те годы позиционировала себя как национальная французская команда. Французские мотор, шасси, шины (Michelin), масло (Elf) и, конечно же, пилоты. Молодой и перспективный французский гонщик, коим являлся Прост, был для «Рено» как нельзя кстати. Его партнёром стал Рене Арну, проводивший в Формуле-1 свой третий сезон.
Кроме того, «Рено» первой из всех «конюшен» Формулы-1 стала использовать турбомоторы, чьё преимущество в мощности было весьма значительным. Однако слабой стороной «Рено» в те годы всегда оставалась надёжность, и многочисленные сходы пилотов этой команды из-за проблем с техникой стали притчей во языцах для всего формульного паддока. В 1981-м Прост сумел финишировать лишь шесть раз, но при этом каждый раз на подиуме. Одно третье место, два вторых и три победы, в том числе дебютная на домашнем Гран-при Франции в Дижоне. По итогам сезона Прост занял в чемпионате 5-е место, лишь семь очков уступив чемпиону Нельсону Пике.

Сезон 1982 года начался для Алена Проста победой на Гран-При Южной Африки. Затем он финишировал третьим в Бразилии, но после дисквалификации Пике и Росберга Прост поднялся на высшую ступень пьедестала. Однако развить своей успех Просту не удалось — за весь оставшийся сезон француз лишь дважды сумел вновь оказаться на подиуме. Оба раза это происходило на его домашних трассах — на Гран-при Швейцарии, проходившим в Дижоне, Прост уступил Росбергу, а на Гран-при Франции в Ле-Кастелле — своему партнёру Рене Арну.
Это был первый дубль команды Рено, но вместе с тем именно эта гонка предопределила уход Арну из команды. На Поль Рикар Арну взял поул, но команда попросила его дать выиграть Просту, если оба «Рено» будут идти первым-вторым, и впереди будет он. Рене согласился. Так и случилось — два «Рено» лидировали, и впереди был Арну. Прост не давил на него, веря в то, что партнёр сдержит слово. Но Рене проигнорировал напоминание из боксов, а когда Прост понял, что Арну не собирается выполнять обещанное перед стартом, было уже слишком поздно. Рене выиграл, Прост пришел вторым.
На Гран-при Германии во время последней тренировочной сессии под дождём произошло столкновение между Простом и лидером чемпионата Дидье Пирони на Феррари. В результате полученной аварии соотечественник Проста получил тяжелейшие травмы и вынужден был закончить карьеру гонщика. Говорят, именно этот эпизод сильно повлиял на Алена, после чего француз стал больше задумываться о безопасности езды и о расчётливости, что в конце концов и сформировало академичный стиль вождения Профессора Проста.
Сезон 1982 года Ален Прост завершил 4-м, вновь не так далеко от чемпиона. Кеке Росбергу француз проиграл всего 10 очков. Но уже в

1983-м Прост имел все шансы выиграть чемпионат. Напряженная тестовая работа, проделанная Простом для «Рено» в межсезонье дала свои плоды — надёжность машины стала значительно выше. А взятый вторым пилотом американец Эдди Чивер (это был первый в "Рено" гонщик не француз) нисколько не посягал на статус Алена Проста как первого пилота. В 1983-м «Рено» с Аленом Простом впервые всёрьез боролось за личный и командный зачёт, рассматриваясь при этом как главный фаворит сезона. Но и тут их ждало разочарование. Хотя после Гран-при Австрии одержавший 4 победы в сезоне Прост за 4 этапа до конца чемпионата имел весьма солидный задел от перешедшего в «Феррари» Арну, другого пилота «Феррари» Патрика Тамбэ и Нельсона Пике за рулём «Брэбэма», но два схода Проста в Нидерландах и Италии позволили его соперникам максимально приблизиться к нему. Перед Гран-при Южной Африки, последней гонкой сезона, Прост всё ещё возглавлял общий зачёт, опережая Пике и Арну на 2 и 8 очков соответственно. Но в Кьялами француза подвёл турбопривод, и осторожному Пике хватило финиша на третьей позиции, чтоб выиграть вторую чемпионскую корону. Прост отстал в чемпионате на 2 очка и занял второе место. Кубок конструкторов ушёл в «Феррари». Ален Прост был выставлен своей командой как козёл отпущения. В «Рено» разом забыли весь тот огромный вклад, который внёс Прост в развитие команды и уже через два дня после гонки расторгли с ним контракт. Из-за начавшейся травли Прост вместе с семьей даже переехал из Франции в Швейцарию. А на сезон 1984 года он подписал контракт с «Макларен».

1984—1987: Макларен — ТАГ — Порше
Сезон 1984 года Прост начал с победы на Гран При Бразилии. Та победа многое изменила для него — она остановила нападки на гонщика в прессе, но самое главное: французская публика изменила отношение к Просту после той гонки. В «МакЛарене» Прост нашел, наконец, дружественную, но предельно профессиональную обстановку, которой ему так не хватало в «Рено». Партнером Проста стал Ники Лауда, двукратный чемпион мира. При том, что Ален Прост вчистую обыгрывал своего партнёра в квалификации, в чемпионате Ники набрал большее количество очков за счет стабильности. Прост выиграл семь Гран При, Лауда — пять. Тем не менее в общем зачёте Лауда опередил Проста. Чтоб стать чемпионом Алену не хватило всего пол-очка. Этот разрыв между первым и вторым местом в чемпионате до сей поры остается рекордно минимальным. Всё опять решалось в последней гонке сезона — на Гран При Португалии в Эшториле. Второе место Лауды в итоговом протоколе гарантировало ему титул. Тем не менее, после квалификации шансы Проста выглядели предпочтительнее. Он делил первый ряд стартового поля с Нельсоном Пике, тогда как Лауда квалифицировался лишь одиннадцатым. В гонке Прост довольно скоро вышел в лидеры, но Лауда был всё ещё далек от заветного второго места. Австриец сумел прорваться на третью позицию, показав по ходу гонки лучший круг, однако расстояние до идущего вторым Мэнселла на «Лотосе» оставалось слишком большим. Всё шло к тому, что Ален Прост выиграет свой первый чемпионат, но за 18 кругов до финиша Мэнселл ошибся и вылетел с трассы. Чемпионом стал Ники Лауда.

В 1985-м году Прост наконец становится Чемпионом Мира.

На этот раз попросту он разгромил своего партнёра Лауду, весь сезон мучавшегося из-за проблем с техникой. Главным соперником француза в тот год стал Микеле Альборето на Феррари. Одно время итальянский пилот даже лидировал в общем зачёте, но пять подряд сходов в пяти последних гонках сезона не оставили ему шансов. На Гран При Сан-Марино Прост был дисквалифицирован и лишён победы из-за того, что его болид, доехавший гонку на последних каплях горючего, оказался чуть легче, чем это положено по регламенту. За спортивные достижения Алену Просту в 1985-м году был вручён Орден Почётного Легиона.

В 1986-м году Ален Прост стал первым гонщиком со времён Джека Брэбэма, кому удалось отстоять свой титул. Сделать это было совсем непросто — фаворитами сезона считались Мэнселл и Пике на «Уильямсах» с лучшим формульным мотором «Хонда».

Ещё одним соперником Проста в 1986-м стал Айртон Сенна на «Лотосе». Но несмотря на отчаянную борьбу молодого бразильца, выжимавшего из своей машины всё возможное, на последнем в сезоне Гран При Австралии он мог претендовать лишь на второе место в общем зачёте. А за чемпионской короной гнались Мэнселл, Пике и Прост.
Мэнселл, опережавший Проста на 6 очков, а Пике на 7, имел все шансы для того, чтоб завоевать титул. Ему достаточно было финишировать третьим. А учитывая, что уже на первых тренировках в Аделаиде он на своём «Уильямсе» показал лучшее время, опередив всех, кроме Пике и Айртона Сенны, более чем на полторы секунды, становилось понятно, что ничего кроме схода с дистанции не помешает ему завоевать чемпионское звание. Но «Уильямс» в том сезоне демонстрировал потрясающую надёжность — Мэнселл всего дважды сходил из-за проблем с техникой, и надежда на то, что эти проблемы снова возникнут была призрачной.

А дальше идёт полулегендарная история Гран-при Австралии 1986 года, обросшая таким множеством слухов и сплетен, что точно уже и нельзя сказать, что там было на самом деле, а что — просто затейливая выдумка. Легенда же гласит, что в «Макларене» придумали хитроумный план. Команда распустила слух о каких-то новых сверхпрочных покрышках «Goodyear», якобы выдерживающих всю гонку без замены. Партнёр Проста Кеке Росберг тем временем заявил, что решил не помогать французу бороться за титул, а достойно провести свою последнюю гонку и отметить ее победой. На самом же деле никаких новых шин не существовало и в помине. А Росберг, которого выпустили на полупустых баках, должен был помочь Просту загнать пилотов "Уильямс"

Квалификацию выиграл Мэнселл. Пару ему в первом ряду составил Пике. Прост был лишь четвёртый, проиграв ещё и Айртону Сенне, а Росберг и вовсе занял только седьмое место. На старте Мэнселл проиграл Пике и Просту, но третье место, обеспечивающее ему чемпионство, за собой сохранил. И тут вдруг их всех одного за одним обогнал Росберг. На 32-м круге Прост заехал в боксы на смену шин, сымитировав медленный прокол. Он выехал четвёртым, позади Росберга и двух пилотов «Уильямса». На свежей резине Прост понемногу приближался к соперникам. Росберг все еще лидировал на старых шинах, вроде бы подтверждая слухи. Поэтому в «Уильямсе» решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, и Прост еще приблизился к Мэнселлу и Пике. Наконец на 63-м круге у Росберга лопнула покрышка. Но в «Уильямсе» не успели быстро сориентироваться, чтоб понять причину схода пилота «Макларена» — и жестоко поплатились за это. На следующем круге лопнула покрышка у Мэнселла. И всё понявший Пике, не дожидаясь приказа от команды, тут же сам бросился в боксы.

Так гласит легенда. А дальше остаётся статистика. Пит-стоп Пике длился 8.38 секунды, после чего бразилец возвращается на трассу. На отметке «старт-финиш» оказывается, что он в 15 секундах позади Проста. До конца гонки оставаётся 16 кругов, за которые, чтобы стать чемпионом, бразильцу надо было настичь и обойти Проста. Пике сумел сократить отрыв до 4,2 секунды, но этого было мало. Прост стал двухкратным чемпионом мира, окончательно утвердившись в звании Профессора.

В 1987-м году, одержав 28-ю в карьере победу, Прост побил рекорд Джеки Стюарта и на долгие годы стал рекордсменом по числу побед на Гран-при. Особенной стала его победа на Гран При Бразилии, где из-за нестандартных настроек болида он сумел уменьшить износ шин и сделал на одну остановку в боксах меньше, чем его соперники Пике и Сенна. Это и позволило ему склонить чашу весов в свою пользу и одержать победу. Тем не менее, в 1987-м Просту лишь на отдельных Гран-при удалось навязывать борьбу «Уильямсам». По итогам сезона Прост стал лишь четвёртым, уступив к тому же и Айртону Сенне, на чьём «Лотосе» теперь тоже стоял двигатель «Хонда». А чемпиону Нельсону Пике Прост уступил аж 30 очков.

1988—1989: Макларен-Хонда

В 1988-м году для «Макларена» началась новая эпоха. Команда обзавелась лучшим мотором Формулы-1 — «Хондой». Вместе с «Хондой» в команде появляется один из протеже японцев — Айртон Сенна, которого сам Ален Прост называл «совершенным гонщиком», «лучшим даже, чем Лауда». «Макларен-Хонда» выиграл четыре чемпионата из пяти, в которых принимал участие и первенствовал на 44-х Гран При. Самым успешным из этих сезонов стал 1988-й год, когда «Макларен» одержал пятнадцать побед и лишь в Монце не сумел победить из-за двойного схода своих пилотов.

Этот рекорд до сих пор не удалось превзойти — его удалось лишь повторить в 2002-м и 2004-м команде «Феррари». Но если в «Феррари» при этом господствовал Михаэль Шумахер, убивая своими победами всяческую интригу в борьбе за чемпионство, то 15 побед «Макларена» в 1988-м вылились в один из самых интересных сезонов «Формулы-1», запомнившийся миллионам болельщиков острейшим соперничеством Алена Проста и Айртона Сенны.

Прост выиграл семь Гран-при, ещё семь раз становился вторым и по итогам сезона набрал на 11 очков больше Сенны. Но зачтённых ему по действовавшему тогда лимиту одиннадцати лучших результатов семи побед и четырех вторых мест против восьми побед и трёх вторых мест бразильца оказалось недостаточно для завоевания титула. Чемпионом стал Сенна.

Прост взял реванш на следующий год. В плане чистой скорости он не уступал Сенне, но за счёт более стабильных выступлений именно Прост возглавил чемпионат. На этот раз «Макларен» уже не так сильно превосходил конкурентов, и стабильность, сыгравшая против Алана в 1988-м, в сезоне 1989 года оказалась как нельзя кстати.

По ходу этого сезона у Проста испортились отношения с Сенной. К тому же бразильцу явно симпатизировали мотористы «Хонды».
«Что подтолкнуло меня к разрыву отношений с Маклареном? Протекционизм Хонды. То, как японцы без малейшего стеснения отдавали предпочтение Сенне. Я боролся за титул чемпиона, а им было на это плевать! Монца стала вершиной пережитого мною ужаса. Вся команда занималась только Айртоном. В моей половине бокса были лишь два механика и мой гоночный инженер, да изредка заглядывал кто-нибудь из Хонды. Это было невероятно до такой степени, что даже Айртон, с которым мы больше не разговаривали, сказал мне потом, что все происходящее было возмутительным.»

Одержав свою последнюю победу за «Макларен» на Гран-при Италии Прост демонстративно выбросил победный кубок в толпу тиффози. Отношения с командой, где он проводил уже седьмой свой сезон, были окончательно испорчены. Показательный пример — после Гран-при Японии, где Сенну за постороннюю помощь исключили из итогового протокола гонки, в результате чего Прост стал трёхкратным чемпионом мира, шеф «Макларена» Рон Деннис подал протест в FIA, оспаривая дисквалификацию бразильца. По сути это был протест против Проста.


1990—1991: Феррари
Сезон 1990 года Прост начинал с «Феррари». Последний раз самая знаменитая команда Формулы-1 сражалась за титул в 1985-м, когда Микеле Альборето проиграл Просту. С той поры дела у итальянской «конюшни» шли не слишком хорошо, и ничего кроме побед в отдельных Гран При «красным жеребцам» из Маранелло добиться не удавалось.
В 1990-м всё изменилось. И в этом была большая заслуга Алена Проста, проделавшего для «Феррари» огромную тестовую работу. «Макларен» по-прежнему оставался фаворитом, его двигатель «Хонда» по-прежнему был самым мощным в чемпионате, но и на этот раз главным соперником Сенны в чемпионате остался Прост. Со старта лидерство в чемпионате захватил Сенна. Но Прост не сидел сложа руки и, одержав три подряд победы, опередил Сенну в личном зачёте. Особенно красивой стала победа Проста в Мексике. В квалификации француз показал всего лишь тринадцатое время, на warm-up он снова был тринадцатым. Но в гонке он одного за одним опередил Наннини, Де Чезариса, Мартини, Уорвика, Донелли, Алези, Бергера, Патрезе, Бутсена, Пике, Мэнселла и, наконец, за девять кругов до финиша обогнал лидировавшего Сенну. Справедливости ради стоит отметить, что Сенна испытывал проблемы со своими покрышками и через три круга вообще сошёл с дистанции. Однако это нисколько не умаляет заслуг Проста, одержавшего великолепную победу.

«Медвежью услугу» оказал Просту его партнёр Мэнселл на Гран-при Португалии. Квалификацию пилоты «Феррари» откатали просто блестяще, и впервые в сезоне заняли первый стартовый ряд. Но на старте Мэнселл допустил ошибку, сместившись в сторону Проста и чуть не впечатав того в отбойник. Заминкой «Феррари» не преминули воспользоваться Сенна и Бергер, которые тут же вышли на первое и второе место. И если Мэнселл потом все-таки сумел опередить «Макларены» и выиграть гонку, то Прост финишировал лишь третьим, уступив Сенне. Именно те несколько очков, отвоеванные Сенной у Проста в Португалии, и позволили бразильцу на следующем Гран-при с легким сердцем совершить «таран века» в первом повороте на Сузуке и стать двукратным чемпионом мира.


Сезон 1991 года стал для Проста сплошным разочарованием. Команда не сумела подготовить к сезону 1991 года новую машину, пришлось начать сезон на старой модели. Среди руководства «Феррари» отсутствовало согласие, что вызывало справедливую критику Проста в свой адрес. В результате в середине сезона все пошло кувырком.

Машина не ехала, начальство ругалось (в результате нашли «виноватого» — был уволен спортивный директор Чезаре Фьорио), из-за новых разборок с Сенной Прост заработал условную дисквалификацию на одну гонку. Впервые со времени своего дебюта в 1980-м француз не выиграл ни одного Гран-при в сезоне. Лучшим его результатами стали три вторых места в том числе на домашнем трассе Маньи-кур. Чемпионат он завершил на пятом месте. А «Феррари», не ограничиваясь одним «виноватым», перед последней гонкой сезона разорвала контракт с французом, придравшись к тому, что Прост в сердцах публично обозвал свой гоночный болид «грузовиком». Причём, сделано это было уже тогда, когда все ведущие команды заключили контракты с пилотами на следующий год. Вот как откомментировали произошедшее в Вири-Шатийон:
«Черт бы побрал эту "Феррари"! Мы в дурацком положении - все контракты на будущее подписаны, а Прост без работы..»

1993: Уильямс-Рено


Перед сезоном 1992-го года Прост принял участие в тестах команды «Лижье», что породило множество слухов о том, что в наступающем сезоне он выступит за рулём их болида Ligier JS 37. Но дальше тестов дело не пошло, и в 1992-м году Прост отдыхал от гонок, работая телекомментатором французского канала TF1. По ходу этого сезона он вёл переговоры с «Уильямсом» о контракте на будущий год. Устной договорённости с Фрэнком Уильямсом и Патриком Хедом Прост достиг уже летом, а в сентябре был заключён официальный контракт. Тогдашний первый пилот «Уильямса» Найджел Мэнселл узнав, что его ожидает партнёрство с Простом, поспешил объявить об окончании формульной карьеры и перешел в американскую серию CART. На освободившееся место сразу стал претендовать Айртон Сенна. Но в контракте Проста имелся пункт, который выторговал для себя француз — Сенны вместе с ним быть не должно. В итоге партнёром Проста по команде стал Деймон Хилл. А Сенна остался в «Макларене» и несмотря на преимущество команды «Уильямс» умудрился на старте сезона опередить Проста в общем зачёте.

Начало чемпионата у Проста не задалось. После победы в Кьялами Ален ошибся и сошёл в Бразилии, а на Гран-при Европы был только лишь третьим, целый круг проиграв одержавшему свою самую блистательную победу Сенне. Ещё одно разочарование ожидало его в Монако, когда судьи засчитали французу фальстарт: вместо первого его ожидало лишь четвёртое место и вновь круг отставания от Сенны. И хотя Прост, нисколько не опустив рук, уже к лету методично ликвидировал отрыв, созданный Сенной, коллекционируя победы одну за одной победы, злопыхатели продолжали говорить, что серия француза из четырех первых мест — это заслуга блистательного Williams FW15, в то время как ответственность за неудачи лежит прежде всего на пилоте. Но Ален давно привык не обращать внимания на подобные голоса. Свою последнюю 51-ю победу Прост одержал на Гран-при Германии. Этот рекорд продержался 8 лет, пока в 2001-м Проста не превзошёл Михаэль Шумахер. Создав значительный задел от своих соперников, Прост мог позволить себе немного расслабиться. В Португалии он спокойно финишировал вторым следом за Шумахером, а в Японии и Австралии не слишком-то атаковал лидировавшего Сенну. И всё равно с семью победами на Гран При, тринадцатью поулами и шестью быстрыми кругами Прост досрочно выиграл чемпионат, на 26 очков опередив Сенну и на 30 Хилла. Став четырёхкратным чемпионом мира, Ален Прост объявил о том, что в предстоящем 1994-м году он не станет защищать свой титул и по окончании текущего сезона завершит гоночную карьеру.

Соперничество с партнёрами
Едва ли найдётся второй такой гонщик, у которого за годы выступления в «Формуле-1» было так много сильных партнёров по команде. Пятеро из них в разные годы становились чемпионами мира, ещё двое (Арну и Уотсон) хоть и не увидели чемпионской короны, но сражались за неё по ходу карьеры. По совокупности набранных очков Прост опередил всех кроме североирландца Джона Уотсона в паре с которым проводил свой дебютный сезон. Однако пять очков Проста против шести Уотсона едва ли говорит о каком-то серьёзном превосходстве. Более того, из-за травм в результате аварий Прост пропустил три гонки, тогда как Уотсон провёл сезон полностью.

А вот трое сильных пилотов, кого Прост переиграл полностью: Кеке Росберг в 1986-м, Жан Алези в 1991-м и Деймон Хилл в 1993-м. Вот что по этому поводу говорил Росберг.
« Я всегда вел машину «стандартно» - тормозил так поздно, как только возможно, входил в поворот и набирал мощность как можно скорее. Стиль Алена совсем не такой. Он очень рано начинает тормозить, но только слегка. И в то время как он тормозит, он поворачивает, иногда прямо до вершины поворота. Так, как он это делает — это получается очень плавно, очень легко для автомобиля и шин и очень быстро… я пробовал копировать его иногда во время тестов и т.п., и для меня это никогда не работало. Я всегда был медленнее, чем прежде...и, чем больше я старался, тем дальше от меня оказывался этот маленький лягушатник....»

В 1990-м партнёром Проста был Найджел Мэнселл. В квалификациях «британский лев» выглядел не хуже Проста — при равном счёте 8:8 Мэнселл имел три поул-позиции, тогда как у Проста не было ни одной. Тем не менее в чемпионате Прост почти вдвое опередил англичанина. Мэнселл упрекал Феррари в фаворитизме в пользу француза, называл Проста безжалостным и жестоким и даже заявлял, что закончит гоночную карьеру по окончанию сезона. Прост ответил ему так:

«Правда в том, что Мэнселл не прилагает никаких усилий к тому, чтобы совершенствоваться как гонщик. Я вкалываю на тестах, совершенствую машину и мотор, а он, всласть наигравшись в гольф, приезжает на гонку свеженький и говорит: а ну-ка, старик, рассказывай, что ты тут наработал! И при этом у него хватает наглости требовать, чтобы ему предоставляли технику, не уступающую моей!»

О том, что упрёки Мэнселла в адрес «Феррари» были не слишком-то обоснованными, говорит тот факт, что, столкнувшись с перспективой вновь стать партнёром Проста, но уже в британской команде «Уильямс», Мэнселл поспешил объявить об окончании своей гоночной карьеры в «Формуле-1». А чтоб опровергнуть обвинения в «безжалостности и жестокости» — можно привести пример совместного выступления Проста с Ники Лаудой. В 1984-м австриец обошёл Алена в общем зачёте и стал чемпионом мира. Но в следующем году Прост первенствовал в чемпионате с 76 очками, тогда как Лауда набрал лишь 14 и замкнул итоговую 10-ку. Справедливости ради стоит отметить, что весь сезон Лауда мучался с техническими проблемами, а две гонки пропустил по состоянию здоровья. И всё же реванш Проста вышел весьма убедительным. Но вот что сам француз говорил в 1984-м:

«По-моему, сейчас мы имеем оптимальный расклад. И, чтобы опровергнуть все сплетни, хочу сказать: в качестве партнера по команде мне нужен только Лауда и никто другой, тем более слабый партнер. В противном случае многое в Ф1 было бы для меня значительно проще. Но у меня, конечно, не было бы столь совершенного болида... Сейчас все совершенно иначе - хорошая команда, хорошая машина, хорошие ощущения. Фактически, совершенство.»

А вот так охарактеризовал Проста Ники Лауда.
«Я пришел к убеждению, что он очень сердечный, дружелюбный, прямой. В нем нет ничего неискреннего.»

Одним из самых серьёзных соперников для Проста стал его партнёр по «Рено» Рене Арну. Хотя в 1981-м Прост опередил его по набранным очкам в четыре раза, но постоянные сходы болидов «Рено» из-за технических поломок едва ли отражают реальное состояние дел. В квалификациях чаще первенствовал Арну — в 1981-м он имел 4 поула при 2-х у Проста, но так и не смог выиграть ни одного Гран-при из-за сходов. В следующем сезоне они с Простом имели по 5 поулов и 2 победы. Арну отстал от Проста всего на 6 очков при том, что по ходу сезона проигрывал почти 30.

Карьеры их после этого сложились по-разному. Арну выиграл ещё четыре гонки, а Прост — четыре чемпионата. Но при этом борьба между ними на трассе всегда была корректной — даже в 1983-м, когда Арну выступал за Феррари и сражался с Простом за титул. Впоследствии, Арну отзывался о Просте, как о фантастическом гонщике, хотя и предпочитал в своих интервью не затрагивать тему их отношений.

Но самым серьёзным соперником Алена Проста был, конечно же, бразильский Волшебник Айртон Сенна.

Год Напарник Очки Проста Очки напарника
1980 Джон Уотсон............5....................6
1981 Рене Арну...............43..................11
1982 Рене Арну...............34..................28
1983 Эдди Чивер.............57.................22
1984 Ники Лауда.............71.5...............72
1985 Ники Лауда.............73 (76)..........14
1986 Кеке Росберг..........72 (74)...........22
1987 Стефан Йоханссон..46.................30
1988 Айртон Сенна........87 (105)..........90 (94)
1989 Айртон Сенна........76 (81)............60
1990 Найджел Мэнселл 71 (73)............37
1991 Жан Алези.............34....................21
1993 Деймон Хилл..........99....................69

Соперничество с Айртоном Сенной

Первой ласточкой в их взаимной борьбе стало Гран-при Монако 1984 года. Выступавший на «Макларене» Прост боролся с Лаудой за чемпионский титул. Айртон Сенна проводил лишь дебютный сезон на слабеньком «Тоулмэн-Харт» и ни на что толком не претендовал. В квалификации Прост показал первое время, тогда как Сенна был лишь тринадцатым. Гонка началась под сильным проливным дождём, и Прост вёл свой "Макларен" очень осторожно, стараясь не рисковать. Гнать изо всех сил под дождём в Монако всегда было чревато вылетами и авариями - в тот день это хорошо ощутил на себе Мэнселл, который обогнал Проста на 9м круге и впервые в карьере возглавил гонку. Но уже на 15-м круге будущий "британский лев" расколотил свой "Лотус" в повороте "Казино", и Прост снова возглавил заезд. Вылетел и разбил свой "Макларен" главный соперник Проста - Ники Лауда. Неожиданно для всех главными соперниками Проста в гонке стали пилоты команд-аутсайдеров Айртон Сенна и Штефан Беллоф. Блестяще пилотируя под дождём свои болиды, они с каждым кругом приближались к осторожному Просту. Наконец на 32-м круге главный судья гонки бельгиец Жаки Икс распорядился вывесить красные флаги. Гонка была остановлена, и её победителем по результату 31-го круга признан Прост. Сенне не хватило 4-5 кругов, чтоб догнать француза. Ажиотаж, последовавший вслед за этим, не поддаётся описанию. Не было, пожалуй, ни одной спортивной газеты в мире, не поместившей, по крайней мере, небольшой статьи о бразильском чуде. Сенна:
« Я знал, что не выиграл эту гонку, но всё равно позволил себе вскинуть руку в жесте победителя. Они и не собирались дать Toleman возможность одержать победу, тем более в Монако. Впрочем... Может быть, я и захватил бы лидерство, а кругов через пять попал бы в аварию и закончил вообще ни с чем... Но всё-таки Икс не должен был останавливать гонку в момент, когда решалась судьба трёх первых мест »

Впоследствии Прост так отзывался об этой ситуации
« Да, Айртон обиделся на меня тогда. Хотя я тоже предпочел бы, чтобы гонка продлилась ещё три круга: при таком раскладе мы бы проехали 75% дистанции. И пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году (на финише сезона Лауду и Проста разделили 0,5 очка)... Однако, думаю: если бы ту гонку выиграл любой другой гонщик, Айртона устроило бы второе место, и без того являвшееся лучшим его результатом на тот момент. Но так как речь шла обо мне, для него всё было по-другому, Я был тогда на вершине Формулы-1, а он всегда стремился быть выше, чем сама вершина.»
Следующие три сезона Сенна провёл в "Лотосе".

После окончания карьеры

Прост Гран При 1997—2002

Prost Grand Prix

Впервые о собственной команде Прост задумался ещё в 1989 году, когда собрался уходить из «Макларен». Он вернулся к этой идее в 1997-м, купив у Флавио Бриаторе команду «Лижье» и переименовав её в «Прост Гран При». В 1994-м году Флавио Бриаторе изо всех сил старался получить на следующий сезон для своей команды "Бенеттон" двигатели "Рено", которые стояли на болидах "Вильямс". Но переговоры с французами не приносили желаемого результата - дело в том, что "Рено" уже поставляло свои двигатели двум "конюшням", и на третью команду им бы просто не хватило сил. И тогда Бриаторе придумал великолепный ход: он попросту приобрел ту самую вторую команду - "Лижье" - после чего "Бенеттон" заполучил-таки желанные французские моторы.

Теперь в "Лижье" уже не было надобности, и Бриаторе решил продать команду своему соратнику по "Бенеттону" Тому Уокиншоу, который сразу же принялся перевозить всё её имущество в Англию, в Лифильд, где находилась штаб-квартира его корпорации TWR. Но тут французская пресса забила тревогу. "Лижье" оставалась единственной на тот момент французской командой, к тому же имела за спиной победы в Гран При и спортивные подвиги. В дело вмешались французские политики. Коммерческий босс Формулы-1 Берни Экклстоун, отнюдь не заинтересованный в конфликте с французскими властями и не горящий желанием потерять этот рынок, спешно помог уладить дело и подыскал для обиженного Уокиншоу другую команду - "Эрроуз". В итоге Бриаторе остался владельцем французской конюшни, чего совершенно не планировал.

До 1996 года ситуация с "Лижье" оставалась в подвешенном состоянии, но наконец французские политики решили взяться за дело всерьёз Мечта о великой французской команде приобретала в их головах конкретные формы, причем при негласной поддержке нового президента Жака Ширака. Но по мере продвижения переговоров становилось ясно, что без коренных перемен не обойтись. Потенциальные спонсоры не желали давать инвестиции под имя "Лижье" - слишком уж заляпал себя Ги Лижье в свое время темными финансовыми историями с соцпартией и Франсуа Миттераном. Слишком уж набило оскомину слово «Лижье» в деловом и спортивном мире. И тогда во Франции вспомнили про Алена Проста.

Постепенно стало понятно, что Ален Прост является не только предпочтительной, но и вообще единственной во Франции фигурой, под чье имя можно было бы реализовать такой проект. Предложение четырехкратному чемпиону мира поступило непосредственно от его личного друга Жака Ширака, политических симпатий к которому Прост никогда не скрывал. И Ален решил рискнуть. Для начала он выторговал для себя несколько условий. Главное из них - полное невмешательство кого бы то ни было не только в процесс приобретения команды, но и в дальнейшее руководство ею. Когда такие условия были даны - Прост приступил к работе.

Стоит отметить, что Бриаторе, хоть и не желал владеть «Лижье», но никогда не бросал приобретенную команду на произвол судьбы. Он нашел ей новый неплохой мотор "Мюген-Хонда", собрал хороший коллектив, заключил контракт с шинниками из "Бриджстоун". В последнем для команды "Лижье" сезоне её пилоту Оливье Панису удалось даже победить - под проливным дождём на Гран-при Монако 1996 года. Поэтому можно прямо сказать, что встав у руля команды Ален Прост пришёл уже на всё готовое. И по сути дела в том, что уже в первых Гран При сезона 1997 года пилот Prost Grand Prix Оливье Панис стал не только набирать очки, но также сражаться за подиумы и даже победы - никакой заслуги Проста не было. Напротив, подобные результаты имели скорее даже отрицательный результат, вызвав у Алена неоправданную эйфорию. Поэтому по-настоящему первым сезоном для Prost Grand Prix стал 1998-й год. И этот сезон обернулся для команды полнейшим фиаско.

Первой серьёзной ошибкой Проста стал разрыв с "Мюген-Хондой". На Гран-при Бельгии 1998 года Ярно Трулли, на два круга отстав от победителя, заработал для команды единственное в том сезоне очко. А выиграли гонку болиды "Джордан", оснащенные мотором "Мюген-Хонда". К концу сезона "Джордан" впервые за много лет вытеснит из Большой Четверки одну из топ-команд - "Бенеттон". А Прост с двигателями Пежо завершит сезон на дне турнирной таблицы. В 1996-м заключение трехлетнего эксклюзивного контракта с Пежо (на сезоны 1998-2000) Ален Прост превозносил как одно из главных своих достижений, руководствуясь принципом, что во французской национальной команде и моторы должны быть французскими. Вероятно, сыграл свою роль тот факт, что лучшими моторами того времени были именно французские - "Рено". Но две французские марки оказались отнюдь не равнозначными - единственным ярким результатом команды за эти три года стало второе место Ярно Трулли на Гран-при Европы 1999 года. А сезон 2000 года Прост окончил на самом дне - опытный ветеран Жан Алези и многообещающий новичок действующий чемпион "Формулы-3000" Ник Хайдфельд смогли сражаться только друг с другом. Ноль очков и два столкновения партнёров по команде - таким стал неутешительный итог команды в том году.

Козырем Prost Grand Prix образца 1997 года был "Бриджстоун". В 1997-м году японские шинники просто-таки ворвались в Формулу-1 разом потеснив господствующий все последние годы "Гудьир". "Бриджстоун" поставлял шины четырем командам, ни одна из них не относилась к Большой Четверке, и основная ставка делалась японцами именно на команду Алена Проста. Так что если уж и стоило вести речь об эксклюзивных контрактах - то именно с "Бриджстоуном" следовало договариваться Просту. Но французский чемпион не сделал никаких шагов в этом направлении, и уже в 1998-м всё кардинально поменялось. Увидев потенциал "Бриджстоуна", сразу две топ-команды - "МакЛарен" и "Бенеттон" - заключили контракт с японскими шинниками. Это привело к тому, что в начавшейся "шинной войне" между "Гудьиром" и "Бриджстоуном" японцы полностью переориентировались на "Макларен". Даже в "Бенеттоне" жаловались на то, что шинники не уделяют им достаточно внимания, так что уж говорить о Prost Grand Prix. Команда, бывшая для японцев в 1997-м флагманом на следующий год стала обычным второсортным клиентом.

Не принёс дивидендов и переезд с базы "Лижье" возле трассы Маньи-Кур в пригород Парижа Гийанкур.

Последним для Prost Grand Prix стал сезон 2001 года. Команду покинули "Пежо", титульный (ещё с самых времен основания "Лижье") спонсор "Галуаз" и ещё один крупный спонсор Yahoo!. Прост вынужден был продать 40% акций пилоту Формулы-1 Педро Паулу Диницу, который ради совместного с Простом управления командой даже решил завершить "формульную" карьеру и целиком сосредоточиться на работе в качестве исполнительного директора Prost Grand Prix. На вырученные средства Прост купил чемпионские двигатели "Феррари", надеясь с ними показать достойный результат. Но мотор, на котором Михаэль Шумахер уверенно выиграл чемпионат мира, а молодые пилоты "Заубера" Ник Хайдфельд и Кими Райкконен привели свою команду к высокому четвертому месту в Кубке Конструкторов, помог Жану Алези набрать лишь четыре очка. Да и сам Алези покинул команду в середине сезона, заявив, что Прост уже несколько месяцев не выплачивает ему зарплату. По слухам Ален Прост не выплатил всей суммы и за клиентские моторы "Феррари". По окончанию сезона семейство Диниц предложило четырёхкратному чемпиону выкупить 60% оставшихся у него акций команды в обмен на погашение долгов Prost Grand Prix. Прост отказался. В результате судьба команды оказалась в руках арбитражного суда, который должен был либо дать “зеленый свет” инвесторам, либо ликвидировать команду и продать ее имущество с аукциона, чтобы рассчитаться с кредиторами. 28 января 2002 года арбитражный суд Версаля объявил о своем решении инициировать процедуру ликвидации Prost Grand Prix, признав все предложения инвесторов несостоятельными.

Бывший соперник Проста экс-пилот Формулы-1 Герхард Бергер, зарекомендовавший себя отличным администратором сперва в качестве спортивного директора БМВ, а затем как совладелец конюшни Tоро Pоссо, ещё за несколько лет до банкротства Prost Grand Prix так говорил о Просте и его команде.
« Если он хочет сделать это, то непременно достигнет успеха. На самом деле помешать ему может только одно. Ален слишком мягкий человек, у него слишком хороший характер, слишком большое и доброе сердце. А работа, которой он занят сейчас, требует жесткости, даже жестокости. Ему нужно быть предельно твердым с людьми, и это сейчас причиняет Алену самые большие неприятности»

Вероятно, именно жёсткости, расчётливости и злости не хватило Просту, чтоб стать хорошим руководителем команды. Например, чего стоит одно только его решение подписать с Панисом новый контракт в августе 1998 года, когда Оливье еще ни разу не сел за руль после аварии и только-только с трудом начал ходить на костылях. Прост был больше человеком, нежели менеджером.

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Страница 1 из 1
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать
Показать сообщения:   
Список форумов Шадринский форум -> Увлечения -> Спорт -> Авто-Мото -> Ален Прост с днем рождения

 
Перейти: 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы