Александр Солженицын
ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ! Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они ни накуролесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и безрассудно вырастили Мао Цзедуна (на наши средства) - и нас же на него погонят, и придется идти, куда денешься? И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные - все "они", а мы - бессильны. Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физичесакя вот-вот запылает и сожжет и нас, и наших детей, - а мы по-прежнему все улыбаемся трусливо и лепечем косноязычно: - А чем же мы помешаем? У нас нет сил. Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щелочку спрячемся!), - мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку - и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки. Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чем? Мы ничего не можем. А мы можем - все! - но сами себе лжем, чтобы себя успокоить. Никакие не "они" во всем виноваты - мы сами, только мы! Возразят: но ведь, действительно, ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их послушать нас? Переубедить их - невозможно. Естественно было бы их переизбрать! - но перевыборов не бывает в нашей стране. На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг - отказаться от работы, как это вдруг - выйти на улицу? Все же другие роковые пути, за последний век опробованные в горькой русской истории, - тем более не для нас, и вправду - не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда все посеянное взошло, - видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думал террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки - да будут чистыми! Так круг - замкнулся? И выхода - действительно нет? И остается нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь само?.. Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнемся хотя бы от самой чувствительной его точки. От - лжи. Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь - его лицо пытает от самоуверенности, оно так и на флаге несет, и кричит: "Я - Насилие! Разойдись, расступись - раздавлю!" Но насилие быстро стареет, немного лет - оно уже не уверено в себе, и чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, - непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи - и в этом вся верноподданность. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня! И это - прорез во мнимом кольце нашего бездействия! - самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются от лжи - она просто перестает существовать. Как зараза, она может существовать только на людях. Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду вслух, что думаем, - не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди. Наш путь: ни вы чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще по-разному видна), - отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья - и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым - то явится миру голым. Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих, и современников. И с этого дня он: - впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду; - такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ин по театральной роли; - живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает; - не приведет ни устно, ни письменно ни одной "руководящей" цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда; - не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмет в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью; - не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным; - не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искаженное обсуждение вопроса; - тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду; - не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются. Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые уклонения от лжи. Но тот, кто станет очищаться, - взором очищенным легко различит и другие случаи. Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических науках не обмануть хоть одного из названных шагов - в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого не достанет смелости даже на защиту своей души - пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, - так пусть и скажет себе: я - быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло. Даже этот путь - самый умеренный изо всех путей сопротивления - для засидевшихся нас будет нелегок. Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и черный-то хлеб с чистой водой всегда найдется для твоей семьи. Преданный нами. Обманутый нами великий народ Европы - чехословацкий, неужто не показал нам, как даже против танков выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце? Это будет нелегкий путь - но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела - но единственный для души. Нелегкий путь, - однако есть уде у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде. Итак: не первыми вступить на этот путь, а - присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи - и не управятся ни с кем ничего поделать. Станут нас десятки тысяч - и мы не узнаем нашей страны! Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать - это мы сами себе не даем! Пригнемся еще, подождем, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов. Если и в э т о м мы струсим, то мы - ничтожны, безнадежны, и это к нам пушкинское презрение: К чему стадам дары свободы? Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. 12 февраля 1974 г. _________________ Ego Sum Lex |
Ложь была и будет всегда, пока существует человек...
Честный человек-это фантастика... К сожалению мы не можем без вранья.Мы врем всем,по разным причинам.Но в основном потому-что боимся.Боимся ранить человека,боимся неприятностей,боимся осуждения...Проблема в том, что вся ложь в итоге раскрывается,и нам становится еще хуже.так что надо призадуматься стоит ли обманывать в той или иной ситуации. _________________ Дьявол не спит. С кем попало. Станислав Ежи Лец |
Жаль, что аффтор сам не придерживался своих-же слов. _________________ Йа - водоросль. |
Иной писал(а): ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ! не всё так однозначно ... все мы знаем, что в принципе, лгать — плохо . Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов оказываются перспективы еще худших последствий.Предположим, человек смертельно болен и приходиться лгать ,иногда это единственный способ не дать ему пасть духом. правда-матка , которую человек может резать по полной программе при любом раскладе в лицо , может сильно задеть человека ,причинить боль . лучше не говорить ничего , или подготовить человека к правдивому разговору _________________ Я не ухожу. Просто иногда меня нет... |
Dio писал(а): аффтор сам не придерживался примеры есть? tigra писал(а): Предположим, человек смертельно болен и приходиться лгать это - пускай серьезная, но все-таки частность. а в статье, я думаю, Солженицын предлагал способ ослабления Системы для тех, кого она не устраивает. Маленькая ложь укрепляет что-то большее... А потом бьет по нам же. Боишься говорить правду - просто не ври.. т.е. молчи, не участвуй, отстраняйся итд.... _________________ Ego Sum Lex |
Иной
есть примеры. Много. Но о мертвых либо хорошо, либо ничего. _________________ Йа - водоросль. |
Вообще то говоря из статьи не следует, что автор не лжет.
Но мне кажется иногда мы путаем ложь и заблуждения. Солженицын когда-то дружил с дисидентами типа Сахорова, а потом их пути разошлись. Когда то он ругал американцев за то, что они ушли из Вьетнама, но как мне кажется в последнее время он этого стыдился. Dio писал(а): есть примеры. Много. Но о мертвых либо хорошо, либо ничего.Конечно, такая пословица есть, но вот только скажите, когда и по отношению к какому известному человеку ее применяли. В конце концов, чтобы понять человека надо знать его разные стороны. _________________ http://asm.shadrinsk.net |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |