На заседании шадринской городской думы 27 февраля 2020 года депутаты утвердили новое Положение о муниципальной Общественной палате. Во втором по величине городе Курганской области процедура формирования палаты вызывала критику со стороны правозащитников. Замечания к тексту законопроекта появились и у Шадринского межрайонного прокурора.
Шадринский межрайонный прокурор, старший советник юстиции Василий Григорьев направил замечание на законопроект об Общественной палате председателю городской думы Анатолию Черных.
Шадринский межрайонный прокурор обратил внимание на текст проекта нормативно-правового акта «Об Общественной палате муниципального образования — город Шадринск». В нём содержатся не вполне юридически корректные формулировки, касающиеся сроков организации заседания Общественной палаты, на котором определяется её окончательный состав. То есть, установлен срок не позднее которого может быть организовано заседание, но не предусмотрен срок ранее которого оно не допускается. Таким образом возникает возможность организовать заседание палаты в течении срока, предусмотренного для предоставления некоммерческими организациями своих кандидатов. Также отсутствует указание на субъекта, организующего указанное заседание Общественной палаты. Прокурор предложил поправить вышеназванные аспекты.
Как уточнили в пресс-службе администрации города Шадринска, первое организационное заседание Общественной палаты состоялось ещё 24 января 2020 года. Шадринская Общественная палата избиралась по принципу делегирования: одну треть назначил Глава города, еще треть назначалась решением депутатов гордумы, а оставшаяся часть определялась рейтинговым голосованием уже избранных членов палаты. Таким образом 24 представителя общественности будут обеспечивать согласование интересов жителей и органов местного самоуправления для решения наиболее важных для населения вопросов, содействовать в решении городских проблем. Новое положение об Общественной палате города Шадринска незначительно отличается от того, по которому формировалась нынешняя палата. Главные вопросы у независимых правозащитников возникли из-за состава палаты, поскольку в неё вошли руководители муниципальных организаций. Таким членам Общественной палаты по понятным причинам будет сложно контролировать деятельность шадринских чиновников.
Общественная палата Шадринска, как важнейший институт гражданского общества должна работать в интересах горожан — отстаивать права граждан в разных сферах жизни. Для понимания реальной значимости деятельности палаты необходимо проводить социологические исследования. Например, социологи могли бы выяснить — сколько жителей Шадринска знают и понимают — чем занимается палата, по каким вопросам и как туда можно обратиться, сколько конкретных социально значимых городских проблем членам палаты удалось решить за время своей работы. Только коммуникация и обратная связь с шадринцами помогла бы выяснить результативность деятельности городской Общественной палаты.
Можно не сомневаться в том, что в ближайшее время никто такие исследования проводить не будет. По закону должна быть Общественная палата — она есть, главное, чтобы всё было тихо и бесконфликтно в провинциальном городе.
Как показывает практика соседних регионов, в случае нарушения порядка формирования общественной палаты, а он оспаривается в настоящее время в суде, из состава палаты могут быть выведены лица для которых действуют ограничения по включению в состав палаты, в частности, для муниципальных служащих и руководителей муниципальных предприятий. Замена таких членов общественной палаты может проводиться по квотам, которые их туда делегировали — Глава муниципалитета, Шадринская городская Дума. Внесенные изменения в персональный состав не повлияет на сроки деятельности коллегиального органа общественного контроля. |