В работе круглого стола «Проблемы и перспективы развития кредитного рынка Курганской области», который состоялся 28 августа в Правительстве Курганской области, приняли участие специалисты управления Роспотребнадзора.
До сведения участников встречи доведены данные об обеспечении эффективного государственного контроля за соблюдением законодательства при предоставлении финансовых услуг потребителям кредитными организациями.
Управлением Роспотребнадзора по Курганской области последовательно и системно проводится работа, направленная на обеспечение прав заемщиков, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре охваченности населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Анализ работы Управления в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг показывает, что за 8 месяцев 2014 года число обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом увеличилось.
Так, за 8 месяцев 2014 года в Управление Роспотребнадзора поступило 353 обращения граждан на действия кредитных организаций, в том числе 192 письменных (тогда как за весь 2013 год – 350). Совместно со специалистами Консультационного центра по защите прав потребителей Управлением дана 221 консультация гражданам по вопросам действующего законодательства в сфере потребительского кредитования.
В основном потребители обращаются по вопросам навязывания услуг личного страхования при заключении кредитных договоров, включение в кредитные договоры условий ущемляющих права потребителей, непредставление необходимой информации об оказываемой финансовой услуге юридическими лицами, а также неправомерных действий сотрудников кредитных организаций.
По жалобам потребителей вынесено 23 определения о возбуждении дел об административных правонарушениях, проведено 13 мероприятий по контролю, из них 7 проведены в плановом порядке.
За допущенные нарушения в сфере потребительского кредитования составлен 31 протокол об административных правонарушениях. Вынесено 17 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов на общую сумму 126,0 тыс. рублей.
Например, в отношении ОАО «Альфа Банк» в 2014 году по обращениям граждан Управлением Роспотребнадзора вынесено 5 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях. По итогам, проведенных административных расследований составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, в том числе 6 – по чч.1,2 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге, включение в договор условий, ущемляющих правапотребителя).
За 8 месяцев 2014 года в суды общей юрисдикции Управлением Роспотребнадзора совместно с Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» подано 11 исковых заявлений в защиту прав потребителей финансовых услуг, дано 8 заключений в суде. По решению судов в пользу потребителей взыскано более 330,0 тыс. руб. с учетом компенсации морального вреда.
С целью повышения потребительской грамотности в сфере предоставления финансовых услуг Управлением при постоянном взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями потребителей, средствами массовой информации проводятся просветительские кампании и акции, направленные на повышение финансовой грамотности населения области.
Работа в данном направлении продолжается. |