"Зубило" как гроб на колесиках
Крэш-тесте ВАЗ 2109 от журнала "Авто-ревю" (Л. ГОЛОВАНОВ) Самары - самые популярные современные российские машины. На них ездит и, увы, имеет шанс попасть в аварию немалая часть наших автомобилистов, и потому анализ пассивной безопасности Самары будет интересен очень многим. По идее автомобили семейства ВАЗ-2108 удовлетворяют всем или, по крайней мере, многим требованиям по защите пассажиров от лобового столкновения, в том числе и международным. Современная конструкция кузова, инерционные ремни безопасности, энергопоглощающая рулевая ступица, травмобезопасные детали интерьера - все это в Самарах есть. К тому же эти машины продавались и продаются за рубежом, что тоже вселяет надежду - не станут ведь щепетильные европейцы покупать невесть что! Все это мы вспоминали, снаряжая нашу "девятку" в последний путь. [...] Мы делаем последние фотоснимки целой машины и уходим вдоль длинного направляющего рельса в ангар. Предстоит пятнадцать минут предстартового ожидания. Мы нервно топчемся и проверяем настройку фото- и видеокамер, полигоновцы колдуют над регистрирующей аппаратурой, пристегнутые ремнями безопасности манекены oтрешенно смотрят сквозь еще целое лобовое стекло "девятки" на ворота ангара, где их ждет огромный бетонный куб с приставленным "половинным" барьером. Автомобиль, разогнавшись до скорости 50 км/ч, врежется в него левой половиной передка, сомнется, манекены метнутся вперед, отскочат в кресла и повиснут на ремнях. "Пуск!" И через мгновение: "Автомобиль пошел!" Воцаряется тишина, пропитанная ожиданием уже неизбежного удара. Машина набирает ход и несется в ворота ангара. Все события при столкновении могут зафиксировать лишь специальные кинокамеры, отщелкивающие как минимум 100 кадров в секунду. А мы лишь успеваем увидеть влетающий автомобиль, короткий удар (активная фаза столкновения длится всего одну пятую секунды) и услышать грохот. Все, испытание закончено. Над искореженной "девяткой" повисло облако едкого тумана, выпущенное разбитым аккумулятором, под машиной растекается лужа из масла, тосола и аккумуляторной кислоты, пропитывая осыпавшуюся с колесных ниш землю и осколки стекла, заливая отлетевшие эмблему с блестящей ладьей и коммутатор зажигания... Характер деформации кузова "девятки" вселял надежды в неплохой исход удара. Передняя стойка сместилась всего на 80 мм. Лобовое стекло все в трещинах, но не вылетело из проема, на нем даже удержалось приклеенное зеркало. Капот вздыбился горбом, но петли выдержали, и замки не раскрылись (их затем открывали ломом). Конечно же, возник перекос кузова - при таком ударе не избежать складок на крыше. Но пол остался ровным, сиденья почти не сместились вперед и остались стоять прямо, панель приборов не сломалась, как это было на Таврии. Правда, отлетел козырек комбинации приборов - манекен снес его соскользнувшими с руля руками. Сам руль деформирован и перекошен довольно сильно. Но вот чем - грудью манекена или головой? Ответ на этот вопрос можно получить только после проявки кинопленки и расшифровки показаний акселерометров. А пока нам остается открыть намертво заклинившую дверь водителя (чтобы это сделать, пришлось снять заднюю дверь, ибо под нее въехала боковой кромкой передняя), извлечь из салона манекены (кстати, а почему у водителя столь странная посадка?) и набраться немного терпения. БРОНЯ КРЕПКА... Мы так хотели услышать от специалистов, что этот отечественный автомобиль безопасен! Но, увы, ситуация с Окой и Таврией повторилась вновь, причем на этот раз более драматично. Судя по показаниям приборов, водитель ударился головой значительно сильнее, чем в Таврии об угол капота или в Оке - о рулевую ступицу. А кадры киносъемки подтвердили: да, удар головой произошел о руль. Но он же в Самаре травмобезопасный! Что же произошло? Во-первых, удар автомобиля о препятствие был столь же жестким, как и в случае с Окой. Силовая структура передка, хоть и сыграла свою роль в столкновении, сминаясь и принимая на себя какую-то долю энергии, но все же оказалась слишком мощной. Это хорошо для мастера-жестянщика, но не для обитателей салона. Спустя 80 миллисекунд после начала столкновения голова водителя ударилась точнехонько о ступицу руля. Максимальное значение суммарного замедления головы достигло 135 g (g - ускорение свободного падения), а перегрузка в 120 g действовала на ткани головного мозга в течение 9 миллисекунд - намного больше и дольше, чем в Оке и тем более в Таврии. Это - смерть. Почему удар получился столь сильным? Во-первых, рулевое колесо и без того расположено близко к водителю - таковы эргономические соотношения "девятки". Во-вторых, рулевой вал сместился внутрь салона на 120 мм (это при том, что измеряется только остаточная деформация). А в процессе столкновения рулевая колонка смещается не только назад, но и вверх - точно навстречу голове водителя. В-третьих, конструкторы предусмотрели на рулевом валу всего один карданный шарнир и ни одной энергопоглощающей деформируемой секции. При нашем испытании корпус рулевой рейки оказался вмят в направлении салона на 150 мм, а перемещение внутрь рулевого вала навстречу голове составило 120 мм. Получается, что карданный шарнир "взял на себя" всего 3 см деформации. Мало... В-четвертых, травмобезопасная ажурная ступица, которой так гордится ВАЗ, оказалась практически бесполезной. Узорчатый "стакан" лишь надломился и чуть перекосился, но не сложился, как это было задумано! "Крепко Ванька печку склал - аж дым с трубы не йдет..." А потом, в столкновении сыграли неблаговидную роль ремни безопасности. Нет, они сработали, но не так эффективно, как должны были. А произошло это из-за неудачно расположенных мест их крепления. Для того чтобы надежно защитить человека при аварии, обе лямки ремня безопасности должны быть расположены на теле определенным образом. В частности, верхнее крепление ремня должно располагаться за человеком или хотя бы на линии его торса - только тогда ремень натянется сразу же после движения тела вперед. А в "девятке", особенно если за рулем высокий водитель, предпочитающий правильную посадку с более-менее вытянутыми руками и отодвинутой назад спинкой сиденья, верхнее крепление ремня на центральной стойке оказывается впереди торса. Получается, что сначала диагональная лямка ремня попросту не работает, позволяя человеку свободно смещаться вперед до тех пор, пока грудь не пересечет линию стойки и ремень не захватит тело. В результате инерционная катушка срабатывает позднее, чем могла бы. Уходят драгоценные доли секунды... На этом неприятности с ремнем не заканчиваются. Нижняя точка крепления ремня расположена довольно далеко сзади от сиденья, и при ударе нижняя лямка соскальзывает вверх, на живот. Что при этом происходит? Тело удерживается уже не за кости таза, способные выдержать немалые перегрузки, а за мягкие ткани, и огромное замедление вжимает лямку ремня в живот, что влечет сильнейшие травмы брюшной полости и заставляет тело подныривать под ремень, уползая вниз, ногами вперед (мрачный каламбур) по направлению к передней панели. Сама панель на нашей машине, кстати, тоже сместилась назад - ее левая часть оторвалась от кузова в местах крепления и ушла навстречу ногам водителя на 160 мм. В результате на уровне панели приборов осталось 400 мм жизненного пространства. А тут еще и нырнувший манекен... Неожиданность? Нет, специалисты по пассивной безопасности во всем мире хорошо знакомы с этим явлением - за рубежом его называют submarining effect, то есть "эффект подводной лодки", подныривания. Штука эта очень неприятная и опасная. Помимо травм живота, неоптимальное расположение точек крепления ремней и подныривание приводит к переломам коленей из-за ударов о панель приборов, травмам шейных позвонков и переломам ключицы, когда верхняя лямка оказывается на шее. Про это знают, с этим борются - ищут лучшие точки крепления ремней, делают в основании подушки сиденья специальные впадины, удерживающие человека от сползания вперед. Увы, на Самарах этого не сделано. ЧТО МОЖНО БЫЛО ИСПРАВИТЬ [...] Получается, что наш трехлетний ВАЗ-2109 с пробегом 76000 км при смещенном ударе с 50-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч обеспечил наихудшую среди трех испытанных нами автомобилей защиту водителя! А как же сертификация, продажи за рубежом, доводка Porsche, авторитет ВАЗа? Дело в том, что наш удар не входит в число принятых при сертификации, и потому, конечно, полученные нами данные не могут служить обвинением в обмане покупателей, то есть нас с вами. Ну и что, если по нормам должно остаться 450 мм жизненного пространства на уровне передней панели? Ведь это требуется для фронтального удара, а мы зафиксировали всего 400 - но при смещенном! Вот если бы мы разбили еще один автомобиль, повторив "сертификационный" удар, и обнаружили бы отклонения от нормативов, тогда мы могли бы оперировать полученными данными уже в качестве обвинения. Впрочем, в наши планы вовсе не входит создание конфликтной ситуации с ВАЗом и другими автозаводами. Авторевю ставит своей целью предоставить нашим читателям информацию обо всех потребительских качествах автомобилей, и в том, что касается пассивной безопасности, наша методика представляется правильной - конечно, для наших скромных возможностей. Ведь подобные испытания очень дороги, а мы - не автозавод и не государственный сертификационный центр, а всего лишь автомобильная газета. Но, может быть, после подобных выступлений прессы те из автомобилей, что сейчас только разрабатываются, будут безопаснее? Ведь на том же ВАЗе знали о всех проблемах с геометрией ремней, с подныриванием, с недостаточной проработкой конструкции рулевого вала и ступицы... Но в начале 80-х, видать, посчитали это несущественным, не до того было. А ведь проведи тогда инженеры оптимизацию конструкции "восьмерки" в соответствии с результатами испытаний - и уровень пассивной безопасности Самар был бы намного выше. Тем более что кузов, детали салона, крепления сидений и многое другое в волжских переднеприводниках дают все основания для этого. Сколько жизней удалось бы спасти? Бог знает. Ну, а теперь можно сказать лишь одно: этим машинам очень нужна надувная подушка безопасности! Ее установка здорово помогла бы при лобовых столкновениях, и на ВАЗе опять-таки об этом знают. Но... Раньше на это закрывали глаза, считая вполне достаточным достигнутый уровень. А теперь на разработку и внедрение подушек, возможно, не хватает денег, да и поздно уже... Поздно? Нет, не может быть слова "поздно", когда речь идет о наших жизнях. И то, что ЕвроСамары финской сборки выходят с завода фирмы Valmet укомплектованными надувными подушками, это подтверждает. Там заботятся о безопасности... [...] Насколько дороже будет стоить "девятка" с надувной подушкой? И когда она будет? И будет ли вообще? Вопросы есть. Мы ждем ответов. И, коль на то будет добрая воля АвтоВАЗа, готовы принять участие в экспериментах с подушками безопасности - и обо всем подробно рассказать. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ И что мы видим? Видим мы то же самое - полное отсутствие деформации пассажирской капсулы при предельной деформации носа автомобиля, поглощающего энергию удара. Кстати, и точки крепления ремней у всех трех иномарок унесены далеко назад от линии торса водителя - ремни работают как надо, водитель под них не проваливается. В общем, для этих иномарок 57 км/ч - семечки, люди в них останутся не только живы, но и обойдутся без серьезных травм. Зато в "Зубилке" при 50 км/ч водитель - покойничек с гарантией, а пассажиры в лучшем случае будут провожать его в последний путь на инвалидских креслах. Вот вам и картинка этого: Более 130G в течении 8 ms - как вы думаете, человек может это выдержать? Невозможно - это превышает допустимые пороги в разы. Это не машина, а гроб с тынц-тынц музыкой, на ней просто нельзя ездить по дорогам общего пользования, если, конечно, вы не хотите эффективно покончить с собой. Причем сделать усовершенствования, повышающие безопасность автомобиля, на заводе могли уже давно, и денег для этого особых не надо. Любой желающий может посмотреть, как сделана в Ford Fiesta образца 1975 года муфта в рулевом механизме, не только выполняющая роль ВАЗовского карданчика, но и разобщающая вал рулевого колеса с валом рулевого механизма при смещении последнего в сторону водителя. Она проще и дешевле ВАЗовской детали, да еще и выполняет роль поглотителя вибраций, передающихся на руль. Что, ее было трудно скопировать? Нет, не трудно, однако ВАЗовским конструкторам было просто плевать на безопасность автомобиля, как и на многое другое. И они продолжают плевать на все до сих пор, заводя одну и ту же волынку - "мы работаем над безопасностью машин, но у нас мало денег". Ребята, не надо "работать" языком - надо делать безопасные машины, и денег это особых не требует (см.выше). Ну неужели надо вложить какие-то великие деньги, чтобы перенести крепление ремней безопасности? Ну я понимаю, что стойку крыши у 2109 назад перенести трудно (каким местом думали, когда их там запроектировали - вопрос отдельный) - но что мешает поставить огибающую скобу на сиденье водителя, и этим улучшить натяжение ремня, ведь на 2109 откидывать вперед сиденья, как на 2108, не требуется? Что, каркас сиденья хилый? А усилить его уже так трудно, что всей мощью автозавода не сдюжить? Ладно, с ВАЗом 2109 понятно. Может, "классика" будет получше, все-таки с Фиата содрана? Увы: |
адрес дай, хочу все почитать |
А ВОТ САМАЯ ДЕШЕВАЯ ИНОМАРКА ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
А вот для сравнения тест Daewoo Nexia узбекской сборки. Все, надеюсь, знают, что конструктивно это - Opel Kadett 1983 модельного года, машинка по западным меркам не ахти какая (похуже Фордиков будет, а уж с VW или там японцами - никакого сравнения). Плюс узбекская сборка, минус подушка безопасности. И что же мы видим после удара? Смят передок, треснуло вклеенное в проем лобовое стекло, на крыше и стойке стекла - заломы: произошел перекос кузова. Водительскую дверь заклинило - штырь фиксатора, расположенный на стойке, прорвал металл панели двери и вошел внутрь. Если бы конструкция замка на двери была немного другой, то дверь можно было бы открыть. Заглядываем в салон. Вполне обнадеживающая картина. Панель приборов, сделанная из упругого слоистого металлопластика, не деформирована, не треснула и почти не сместилась в салон. Острые края, о которые можно пораниться, торчали только на центральной консоли - с нее слетела лицевая рамка, обнажив крепления, а блок дефлекторов обдува вылез наружу. Под рулевой колонкой справа и слева белеют два больших следа от мела - именно сюда уперлись колени водителя. Но усилие в бедренных костях, зафиксированное приборами, оказалось невелико - 450 кг, то есть вдвое меньше того, что принято считать опасным. Руль ушел вниз на 4 сантиметра, а остаточное смещение рулевой колонки внутрь салона составило 8,5 см. Спицы и обод баранки сильно деформировались, принимая на себя энергию удара головы манекена. Удар пришелся вскользь - голова ушла левее ступицы и с силой (максимальное замедление - 84 g) стукнулась об обод баранки переносицей и правым глазом. В этот раз, применяя более совершенную аппаратуру, мы смогли вычислить так называемый критерий тяжести повреждения головы - HIC. Его величина составила 890, и это значение лежит в области неопасных повреждений. Первый для нас краш-тест "почти иномарки" - и первая убедительная победа над Окой, Таврией и Самарой. Конечно, удар затылком очень опасен - несмотря на меньшую величину замедления, он приходится на уязвимые теменные кости затылка, и вероятность получить серьезную травму здесь выше, чем при более сильном ударе прочными лобными костями. Но в остальном Nexia оказалась лучше - оценки специалистов и показания приборов квалифицируют поведение машины при смещенном столкновении на скорости 50 км/ч как вполне удовлетворительное с точки зрения пассивной безопасности. UzDaewoo Nexia Силовой агрегат остался цел. Хорошо видны пластиковые "соты", спрятанные внутри бампера Передок кузова хорошо сминается и поглощает энергию удара, перемещение руля в салон невелико. Конструкция и особенности баранки и передней панели (установленный под углом пластик в зоне контакта с коленями, выемка в панели перед пассажиром, устраняющая опасность удара головой о панель), расположение точек крепления ремней безопасности и конструкция сидений, исключившая подныривание манекенов, - все это сыграло положительную роль в ходе нашего краш-теста. Самой опасной деталью стал верхний узел нерегулируемой опоры переднего ремня безопасности (напомню - речь идет о самой дешевой комплектации GL. У более дорогих комплектаций этот узел совершенно другой). Если усилить его крепление, лучше проварить кузов, изменить конструкцию дверных замков (чтобы штырь не проникал внутрь дверной панели - это, кстати, сделано в отечественных машинах), то UzDaewoo Nexia после смещенного краш-теста будет выглядеть неплохо даже рядом с современными иномарками. Несмотря на то, что разрабатывалась машина без малого двадцать лет назад... ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Вот такие вот пироги. Машина разработана 20 лет назад на каком-то там Опеле, никогда не бывшем лидером в автостроении вообще и пассивной безопасности в частности, выпускается корейцами в узбекистане, дешевка из дешевок - и все равно намного безопаснее отечественных Зубилок и иже с ними. Почему? Спросите Каданникова и его "конструкторов"... |
Вот, кто не читал, краш-тест автомобиля «Лада-Калина», не оснащенной подушкой безопасности:
«На первый взгляд, разбитая Калина выглядела очень неплохо. Деформация кузова – умеренная. …В Салоне – никаких ужасов, за исключением исковерканного обода руля. Передняя панель почти не пострадала. …Пол под ногами… - в полном порядке. Педали – почти на месте. Да и смещение руля (всего на 70 мм внутрь салона) похвально невелико. Словом, по поведению кузова при смещенном ударе на скорости 64 км/ч «Калина» – вполне современный автомобиль. Чуть позже были расшифрованы данные датчиков манекенов». Своими словами: у водителя – сотрясение головного мозга, у пассажира – чрезмерное давление лямки ремня на грудь. Подсчет баллы по методике EuroNCAP: «За защиту головы, шеи и груди, «Калина» не получает ничего. Но низкие нагрузки на ноги водителя …приносят «Калине» 5,6 балла из 16 возможных». Теперь о том как подсчитывают баллы. Проводят еще один краш-тест – боковой удар (со стороны водителя): «…с «боковой» безопасностью у «Калины» проблем нет: …ВАЗ 11183 набрал 13,5 баллов из 16 возможных. …А если прибавить к ним еще 5,6 балла за фронтальный удар… Получится 19 баллов. …Чтобы получить три звезды в рейтинге EuroNCAP, достаточно по результатам двух краш-тестов, фронатльного и бокового, набрать 17 баллов». А чтобы получить пять звезд, необходимо набрать 32 балла. А есть еще модификация с водительской и пассажирской подушками безопасности, оборудованной преднатяжителями ремней – там ситуация еще лучше: у водителя значительно снижен риск получения черепно-мозговой травмы. Источник: “Авторевю” №20, 2005 г. |
Что то как то картинко не вяжеццо со словами. У нормальных машин деформация кузова дальше передних крыльев не идёт, а тут и смещение передней стойки и крыша собралась и ваще полный 3.14здец. |
Не реклама, но посмотреть советую.
http://buzilka.ru/index.php?p=5369 _________________ Йа - водоросль. |
судя по ролику безопаснее всего на десятке ездить в багажнике на крыше, вон он как аккуратно слетел, и если бы не стена то и не разбилсо бы |
думается, что прицеп уже бил по трупам, так что его наличие не намного усугубило раздолбай _________________ Ин дер гросен фамилие нихт клювен клац-клац |
andy ice писал(а): думается, что прицеп уже бил по трупам, так что его наличие не намного усугубило раздолбайЕго наличие обеспечило бОльшую общую массу машины и как следствие бОльшие повреждения кузова. Хотя и БЕЗ прицепа картина не намного лучше. |
Fakir писал(а): бОльшую общую массу машины и как следствие бОльшие повреждения кузоваособенно удался залет в водительскую дверь... . _________________ Йа - водоросль. |
а ЗР вроде не на 64 кмч тесты проводит, а на 50-ти. так что массы увеличение скомпенсировало. А, кстати, какое нах увеличение массы, прицеп-то ведь не приварен на железячные брусы. _________________ Ин дер гросен фамилие нихт клювен клац-клац |
судя по картинке (калина.jpg) у водителя, только пятки целые остались _________________ сдам гараж в аренду (Ефремова, 32), продам трешку в Шадре - мобиль, грузопассажирский извоз Екб-Шадр и обратно, возьму деньги под 8% годовых, приму в дар любую ценную хрень если ее не надо кормить. т.89826660306, |
искатель писал(а): у водителя, только пятки целые остались Пятки - это главное _________________ Йа - водоросль. |
а пассажиру ляжки - главное _________________ лучше пох, чем никогда.. |
Spider, _ЭТО_ семейный автомобиль! _________________ Йа - водоросль. |
Fakir писал(а): У нормальных машин деформация кузова дальше передних крыльев не идёт, а тут и смещение передней стойки и крыша собралась Смотрел серию краш-тестов EuroNCAP европейски автомобилей кузов при аварии ведет себя точно так же. А вот нагрузки на манекенов - значительно меньше. |
Выложенный товарищем (см. первый пост) краш-тест автомобиля ВАЗ 2109 журнала "Авторевю" был за 1997 год.
В 2002 году был проведен еще один краш-тест этого же авто. Там "девятка" показала себя несколько лучше - в двери были вмонтированы трубы безопасности. Но как и в первом случае, здесь сильны перегрузки головы водителя - либо сильное сотрясение мозга, либо... |
Нашим надо новые машины разрабатывать, а не думать как старьё сделать безопаснее....хотя глядя на Калину понятно, что лучше бы ваще ничё не делали и снизили пошлины. |
tip писал(а): Там "девятка" показала себя несколько лучше - в двери были вмонтированы трубы безопасности. Типа специальный релиз для тестов? _________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
ага. экспортный вариант _________________ сдам гараж в аренду (Ефремова, 32), продам трешку в Шадре - мобиль, грузопассажирский извоз Екб-Шадр и обратно, возьму деньги под 8% годовых, приму в дар любую ценную хрень если ее не надо кормить. т.89826660306, |
ну почему экспортный, вроде щас во все ставят.
по крайней мере в 2115 точно есть |
что то сомневаюсь в пользе труб в дверях при лобовом ударе, жесткость не означает безопасность, видел краз в котором погиб водила, краз абсолютно цел, оторван бампер (но представьте какой там бампер), так как энергию удара конструкшн автомобиля не погасила _________________ Veni, vidi, vici Сегодня у нас в гостях ЭКСПЕРТ-летчик-истребитель-капитан подводной лодки 8 ранга. По совместительству КРЕМЛЕБОТ 3 статьи. |
ну по идее. при лобовом ударе, энергия удара в 9ке должна гасится до салона, а трубы в дверях должны обеспечить безопасное место в салоне. то есть капот в гармошку а салон целый, и двери открыть можно. |
предлагаю монтировать в салон катапульту. нет, лучше сам салон превратить в катапульту. при аварии салон отстреливается от капота и бампера и все люди в машине вместе с салоном подлетают на пару мертов. вопрос приземления надо еще обмозговать _________________ сдам гараж в аренду (Ефремова, 32), продам трешку в Шадре - мобиль, грузопассажирский извоз Екб-Шадр и обратно, возьму деньги под 8% годовых, приму в дар любую ценную хрень если ее не надо кормить. т.89826660306, |
класная забава получится садишся в авто другой чел бьет по бамперу и ты взлетаешь можно еще рекламу замутить: почувствуй себя пилотом истребителя |
искатель писал(а): все люди в машине вместе с салоном подлетают на пару мертов._________________ Скажи мне чей Крым, и я скажу кто ты. |
ну и что, прусть себе летят. лобового уже не случится, и то хорошо.
смотрю по рамблеру передачу - опасные ситуации в спорте (примерно так наз-тся), так там показывали гонки на легких моторных лодках, у них кабина отсоединялась при аварии. Сама лодка в дрызг, а кабина пролетев пару десятков метров по ходу движения плюхалась в воду и пилоту ничего не было. Максимум царапины, ну некоторые головой стукались. Скорости были под 200 км\час. Мне кажется это очень даже безопасный вариант. только дорогой. _________________ сдам гараж в аренду (Ефремова, 32), продам трешку в Шадре - мобиль, грузопассажирский извоз Екб-Шадр и обратно, возьму деньги под 8% годовых, приму в дар любую ценную хрень если ее не надо кормить. т.89826660306, |
Нужно писать рацпредложение. искатель вы предложили - вам и писать. |
гы гы, а если авария в тоннеле ? |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |