Идея посетить город Ирбит появилась после просмотра передачи об Ирбитском музее мотоциклов на канале RTG. В один из субботних весенних дней совершили поездку в этот достаточно интересный уральский городок. Узнал у бывалых, что ехать из Екатеринбурга удобнее всего до Ирбита через Реж и Артемовский, хотя GPS-навигатор упорно и настойчиво предлагал вместо этого пару других маршрутов: через Сухой Лог и через Алапаевск. Выехали из дома в 10 утра, наивно надеясь к полудню уже быть на месте. Но реально дорога заняла почти 3 часа: во-первых, нам пришлось проезжать почти весь город насквозь, во-вторых, до Режа трасса сильно загружена и мест для обгона на ней не так уж и много, в-третьих, после Режа из-за отсутствия указателей засомневались в правильности дороги, останавливались переспрашивать, не надеясь на навигатор. По дороге туда еще свернули на 10 минут в лес для добычи березового сока. Дорога после Режа асфальтовая, но кое-где на ней образовались продавлинки, на скорости более 130 км/ч может потряхивать вплоть до подпрыгивания до потолка, так что там лучше не гнать. Итак, проехав около 200 км, мы въезжаем в город мимо стелы с надписью "Ирбит - 1631". Ого! Так город, оказывается, старинный! Постарше Екатеринбурга будет. Двигаясь по улицам Ирбита, ощущаешь какое-то очарование старинного купеческого городка. Много старых кирпичных зданий, которые сохранились почти без изменений. Лишь кое-где в эти купеческие особнячки встраиваются пластиковые окна, стальные сейф-двери. Движемся после въезда в город по улице Орджоникидзе. Из интересного встретится драматический театр им. Островского (будет слева по движению) и через пару кварталов мы поворачиваем на улицу Володарского направо, чтобы заглянуть в музей Уральского искусства (ул. Володарского, д.14). Перед нами старинный особняк - дом купцов Казанцевых, постройки конца 19 века. Ранее в нем располагался роддом, а теперь тут находится музей Уральского искусства. Входные билеты - 100 рублей взрослый, 50 рублей детский. За фотосъемку еще 100 рублей. Планы у музея грандиозные - воздвигнуть внутри двора пирамиду в стиле парижского Лувра. Но пока весь музей вмещается на втором этаже особняка. На первом же этаже доступна для посещения лишь мемориальная мастерская А.А.Казанцева. На втором этаже картины, скульптуры, гобелены, иллюстрации. На творение Рубенса нам посмотреть не удалось, к сожалению, оно появится в экспозиции лишь к концу мая. Но даже без него коллекция музея весьма интересна, музей этот федерального уровня. В планах музея расшириться и перестроить выставочные залы, создав внутри старинного особняка нечто пирамидальное, напоминающее стеклянный купол парижского Лувра. После посещения первого музея поехали во второй - Ирбитский музей мотоциклов. Он расположен в одном из корпусов завода ИМЗ. От центра города (Сретенского собора) нужно двигаться по улице Советской на юг. Проезжаем мимо торгового центра, расположенного слева в одном из заводских корпусов, потом проезжаем мимо главного корпуса завода ИМЗ. Сразу после него в следующем корпусе по адресу ул.Советская, д.100А располагается искомый музей. Есть парковка. Вход с боковой стороны. Видно, что здание уже давно занято кучей арендаторов помимо музея. Стоимость входных билетов для взрослых - 100 руб., для детей - 50 руб., студенты при предъявлении документа - бесплатно. Фотосъемка - 100 руб. Мы еще заказали экскурсию, которая оказалась весьма содержательной. В музее посмотрели достаточно большую выставку разнообразных мотоциклов. Начинается экспозиция с довоенных мотоциклов. Далее переходим к самым знаковым экспонатам: мотоциклу М-72 и его прообразу BMW-R71. До сих пор неизвестно, как немецкий мотоцикл попал в СССР, существует две версии произошедшего: мотоцикл был куплен в третьей стране (вроде как в Швеции) или же он был похищен нашими разведчиками у германских войск. Но факт остается фактом - наши инженеры разобрали его по винтику и скопировали подетально, чтобы уже на наших заводах производить его копию под маркой М-72. По словам экскурсовода, Сталин приказал точно скопировать немецкий мотоцикл, что и было сделано советскими инженерами. Казалось бы, тут особо нечем гордиться. Но, как ни странно, этим же прославились и Китай и даже США. В Китае копия немецкого мотоцикла производилась под маркой Chang Jiang CJ750, а в Америке под маркой Harley-Davidson XA. Кроме немецкого прообраза нашего M-72 в музее хранится еще один подобный мотоцикл BMW. Он оснащен широкими шинами и имеет полный привод, использовался во время военных операций в Африке. Честно говоря, не ожидал увидеть в экспозиции нашего уральского музея старинные мотоциклы BMW. Это же не Мюнхен там какой-нибудь с его BMW Welt и BMW Museum. В музее представлены различные модификации первого уральского мотоцикла. Есть даже прототипы, которые не дошли до стадии серийного производства. Мотоциклы "Урал", которые выпускаются и сейчас. С коляской. Называются "Урал-Ретро". Есть версии и без коляски, называемая "Соло". Цена на них весьма кусачая, примерно от $10.000. Привожу цену в долларах, поскольку основным рынком продаж для Уралов теперь являются США. Там же живет и владелец завода ИМЗ, там же находятся и несколько десятков мотосалонов, торгующих этими экзотическими для США мотоциклами в ретро-стиле. Кусачесть цены еще обусловлена тем, что в Ирбите осуществляется лишь финишная сборка мотоциклов из импортных комплектующих. Тормоза от Brembo (недешевая марка, поставщик Porsche), амортизаторы Sachs, генератор Denso - это все прибавляет к себестоимости Урала немалую долю. Продажи мотоциклов Урал в России измеряются сейчас в единицах штук в год, хотя в былые времена их изготавливали более сотни тысяч в год. В 1993 году был выпущен трехмиллионный мотоцикл "Урал". Интересный вариант с правым расположением коляски. Выпускался для праворульных стран Азии, где такие конструкции весьма популярны. Нечто подобное видели в Филиппинах - трайсиклы, на которых можно было ездить аж вшестером! Имеется раздел музея о рекордах. Рекорд по времени езды на мотоцикле с коляской с поднятым колесом - более 8 часов! Рекорд безостановочной езды на мотоцикле - более суток. А также еще несколько мотоциклетных рекордов, попавших в книгу Гиннеса. Все они принадлежат ирбитчанам и мотоциклам ИМЗ. После посещения музея решили подкрепиться в кафе "Софья", расположенном в здании главного заводского корпуса (около стелы с взлетевшим мотоциклом). Его нам рекомендовали сотрудники музея. Но нас ждал облом - кафе было закрыто на спецобслуживание. Ничего не поделаешь - субботний вечер. В поисках ужина поехали обратно поближе к центру города и обнаружили около старой мельницы кафе с одноименным названием. Обслужили достаточно быстро, все было вкусно, могу порекомендовать. Расположено кафе по адресу: ул. Советская, д.62Б. Стоил ужин какие-то смешные деньги - менее 900 рублей на пятерых. После ужина прогулялись до старой мельницы. Здание сейчас заброшено, но даже в таком состоянии ощущается какая-то красота в нем. С какой любовью строили в те времена. Вроде обычная мельница, промышленное здание, а все равно строили с изюминкой, с оригинальными узорами. Еще одной точкой для посещения стал Ирбитский молокозавод, точнее магазин при нем. Захотелось попробовать свежих молочных продуктов, но тут нас ждало разочарование - магазин работал до 17 часов в субботу, а мы не успели на полчаса. Ограничились фото деревянной коровки - символа завода. Удалось также сфотографировать полуразрушенный Сретенский собор, расположенный в центральной части города. Он еще не отреставрирован, но все равно смотрится очень величественно. Колокольня квадратного сечения мне напомнила венецианскую башню. На обратной дороге остановились на крутом берегу реки Ирбит в районе деревни Зайково. Сразу после моста через реку можно свернуть в поле и доехать до места отдыха - лавочки со столиком. Уже на закате отыскали по навигатору точку, где останавливались утром. Там нас ждали две полторашки березового сока. Механизм его добычи весьма прост, надо лишь подготовиться предварительно. Прихватил с собой аккумуляторный шуруповерт-дрель со сверлом на 5,5 мм по дереву, пару капельниц, купленных в аптеке по 7 рублей да пару пустых бутылок-полторашек. Вот и все нехитрое снаряжение. Рассверливаешь в стволе толстой березы отверстие на высоте 40-50 см, вставляешь туда одним концом трубочку капельницы, второй конец опускаешь в бутылку, саму бутылку надежно закрепляешь от опрокидывания, вот всего и делов! Через несколько часов бутылки наполняются прохладным свежим березовым соком. После наполнения обязательно надо заделать отверстия в стволе. Лучше садовым варом, но если его нет, то подойдет хотя бы жевачка или даже просто земля или подходящий по размеру круглый сучок. Природу надо уважать! Добрались до дома уже в сумерках. Просмотр фотографий из поездки проводили с коктейлем "Березовский", моим изобретением. Готовится очень просто: 1/3 светлого Мартини, 2/3 ледяного березового сока, немного ликера Blue Curacao для придания океанической бирюзовости и долька лимона или лайма. Полезные ссылки: http://www.gbuksoigmm.ru/ - сайт Ирбитского музея мотоциклов http://moirbit.ru/ - сайт администрации Ирбита http://uralmoto.ru/ - Русские мотоциклы http://www.irbit.info - сайт Ирбита _________________ Мы живем в эпоху, когда все настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги. |
Ух ты, я думал территорию ИМЗ давно уж под лазертаговский полигон отдали
А он еще мотики делает и даже за океаном их продаёт. Алексей спасибо- как всегда познавательно _________________ Да сохранится психика тех, кто всерьез воспринимает мои сообщения во всемирной паутине |
спасибо за рассказ-очень интересно _________________ spice must flow הבה נגילה ונשמחה |
MUk писал(а): я думал территорию ИМЗ давно уж под лазертаговский полигон отдалиВполне вероятно, что и такое там есть. Территория завода огромная, в былые времена на нем трудилось до 10.000 человек, а сейчас лишь около 100. _________________ Мы живем в эпоху, когда все настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги. |
Спасибо за интересный рассказ, только вот удивляться нечему что город старше Ёбурга, на Урале их очень много.Шадринск тоже старше и Ёбурга и Челябинска и Кургана. Оно ведь как было Демидов и ему подобные строили жилье возле рудников, а уж потом они в города превращались. Потом только Екатеринбург построили и был он вначале маленьким. Зато сейчас столица Урала. А городки которые старше так и остались городками. |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы |