Новости

Новый оброк на наши головы

Последнее обновление: 2013-12-26 13:52:13

Жителей принуждают сдавать деньги на капремонт, а правом распоряжаться ими наделяют чиновников

Мы уже рассказывали об основных положениях регионального закона № 63 от 30.10.2013 г. «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области». В продолжение темы предлагаем вам ознакомиться с обращением депутата Курганской областной думы Н. Морковкина (по вопросам нашего постоянного читателя) к директору департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ В. Миронову и ответом на него, а также с двумя коллективными письмами шадринцев, проживающих в кооперативных домах.

Жильцы против

«Уважаемый Валерий Владимирович!

В общественную приемную Шадринского отделения политической партии «Единая Россия» обратился Клюев Б.В. со следующими вопросами, которые волнуют пенсионеров при реализации закона «Об организации проведения капитального ремонта…»

1) Установлен ли правительством Курганской области порядок участия и размер взноса на капитальный ремонт общего имущества магазинами, офисами и другими объектами, расположенными во встроено-пристроенных помещениях МКД?

2) Если дом выбрал форму управления ТСЖ, возможно ли согласно закону ремонтировать дом поэтапно: крышу, подвальное помещение, теплоснабжение, водоснабжение по мере накопления средств на спецсчете ТСЖ?

3) Озвученный в СМИ минимальный размер взноса на капитальный ремонт в регионе большой и неприемлем (для населения).

При подсчете накопления при этом размере дом по ул. Спартака (где проживает Б. Клюев – прим. авт.) площадью 7 тысяч квадратных метров за один год перечислит на счет оператора 840 тыс. рублей, а за 10 лет соответственно более 8 млн рублей. Поскольку данный дом был отремонтирован год назад, то за время действия программы (30 лет), до очередного капитального ремонта, сумма будет значительно превышать нормативные потребности, утверждает заявитель и просит уменьшить размер взноса.

Прошу вас, Валерий Владимирович, рассмотреть вопросы ветеранов и дать по ним квалифицированную информацию.

Н. Морковкин, депутат Курганской областной думы».

Заместитель губернатора – директор департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области В. МИРОНОВ:

– Первое. В соответствии со ст. 169 Жилищного кодека РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества обязаны уплачивать все собственники помещений, исходя из занимаемой общей площади помещения.

Второе. В соответствии со ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в МКД в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД после накопления определенной суммы средств на счете. Решением общего собрания собственников определяется и утверждается:

– перечень работ по капитальному ремонту;

– смета расходов;

– сроки проведения;

– источники финансирования.

Капитальный ремонт, фонд которого формируется на специальном счете, может быть проведен ранее, но не позже срока, предусмотренного региональной программой.

Третье. В соответствии с постановлением правительства Курганской области от 25.11.2013 г. №583 «Об установлении… минимального размера взноса на капремонт…». Расчет минимального размера произведен в соответствии со ст. 156 ЖК РФ и приказом Минрегионразвития РФ от 10.07.2013 г. №288 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капремонт». В соответствии с методическими рекомендациями, при определении минимального размера взноса учтена фактическая стоимость всех выполненных работ по капремонту, которые производились в рамках соответствующих региональных адресных программ за предыдущие годы.

Минимальный размер взноса на капремонт не может быть уменьшен по причине проведения капремонта в предыдущем периоде, однако в соответствии со ст. 170 ЖК РФ и постановлением правительства области будет установлен минимальный размер фондов капремонта в отношении МКД, собственники помещений которых формируют указанные фонды на спецсчетах. По достижении минимального размера собственники на общем собрании вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капремонт, за исключением тех, кто имеет задолженность.

«Пишут вам жители кооперативных домов Нового поселка, которые не согласны с законом №63 от 30.10.2013 г. «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов». Дело в том, что жители наших домов всегда занимались ремонтом сами, на эти цели ежемесячно начисляется по 7-8 рублей с квадратного метра, и средства на ремонт всегда имеются. Нам не ясно, зачем мы должны еще собирать по 9 рублей 60 копеек и хранить деньги несколько лет? Всем известно, что со временем деньги обесцениваются, а ремонтные работы дорожают.

В наших домах все виды работ, которые планируется сделать за счет этого закона, сделаны. Общедомовые приборы учета установлены. Ремонт в подвале сделан, внутридомовые инженерные системы в порядке, ремонт кровли проводится ежегодно.

Собственники квартир против дополнительных сборов. По сути, мы являемся частниками и за свои дома отвечаем сами.

Правильно говорит В. Насонов, что закон противоречивый, все свалили на плечи народа, что нам не предоставляется права осуществления контроля за расходованием наших денег, а это равносильно тому, что нашими доходами (пенсией, зарплатой) будет распоряжаться государство, от которого мы ни копейки не получили. Почему одни дома отремонтированы за счет государства, а другие – только за счет средств собственников квартир?

Просим всех жителей кооперативных домов г. Шадринска подключиться к обсуждению нашего письма.

Волкова, Исакова, Арсентьева, Белозерцева, Тюшнякова, Нестеренко, всего 24 подписи».

«Почему не учитывается, что все многоквартирные дома содержатся по-разному? Кооперативные дома построены на деньги собственников, и все ремонтные работы проводятся за наш счет. В подвале сухо, светло и чисто, установлены все приборы учета. Мы не даем прийти дому в такое состояние, в котором сегодня находятся некоторые многоквартирные дома, построенные за счет государства, и жители которых надеялись, что ремонт будет проведен также за государственный счет. Нам же надеяться не на кого, поэтому за домом следим самостоятельно и вовремя проводим ремонтные работы.

Если не хватает денег на запланированные работы, то на общем собрании ставим вопрос о сборе дополнительных средств. Нынче сделали ремонт крыши. Недешево, конечно (1 млн рублей), но осилили. В следующем году планируем по подъездам менять стояки отопления. Зачем еще нужно открывать счет на капитальный ремонт?

При обсуждении этого закона на общем собрании все собственники квартир были возмущены и категорически настроены не открывать дополнительные счета на капремонт – платить никто не собирается. Никто нам в ремонте копейкой не поможет, так что сами и будем решать, сколько и когда собирать.

По поручению жителей дома по ул. Кооперативной, 21, правление ЖСК-20».

По схеме Насреддина

Ходжа Насреддин однажды положил свою голову на отсечение в споре о том, что за 20 лет он обучит падишахова ишака богословию. Беря за эти услуги немалые деньги из казны правителя, он объяснял сомневающимся: «Через 20 лет умрет либо падишах, либо этот ишак, либо я сам. И поди тогда разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие». Пожалуй, это самая точная ассоциация, которая возникла в обществе, когда его поставили перед фактом: со следующего года будут введены взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, и деньги эти в основном пойдут в «общий котел», и каждый дом получит из них свою долю тогда, когда решат чиновники. Что успокаивает – не позднее, чем через 30 лет.

Когда в России начинают оперировать такими сроками и такими суммами (а речь идет о миллиардах рублей ежегодно в каждом регионе), неизбежно закрадываются сомнения в эффективности, а главное – прозрачности такой схемы. Тем более что все предыдущие инициативы по приведению отечественного жилья в приемлемый вид, которые затевались на федеральном уровне, по сути, были провалены. При этом региональные законы о капремонте на этот раз предусматривают странную схему, при которой безусловные обязанности имеет только одна сторона – собственники жилья.

Начнем с того, что нынешние собственники жилья на самом деле не совсем собственники в привычном рыночном понимании этого слова. Львиная доля граждан, ныне владеющих квартирами в многоквартирных домах, в свое время получила их безвозмездно в рамках федеральной программы приватизации, другая часть – по наследству, и так далее. В России не было, как в Европе или США, изнуряюще долгого пути граждан к собственному жилью – с ипотекой, расчетами из собственного кармана. Почти все, так или иначе, досталось гражданам бесплатно. Шутка ли – даже за коммунальные услуги граждане долгое время совершали не 100% платежей, часть субсидировало государство, причем всем без исключения.

Отсюда и извращенное понимание своей собственности. Жильем мы уже привыкли владеть, получать деньги при продаже, однако тратиться на ремонт дома или содержание двора в пригодном состоянии – за этим сердобольные граждане все еще идут в администрации муниципалитетов, прося помощи из бюджета. Однако принятый в 2005 году новый Жилищный кодекс РФ и последовавшие затем подзаконные акты признали многоквартирный дом общей собственностью жильцов. И на них же переложили ответственность по содержанию и ремонту жилья. Эту ответственность они могли теперь выполнять либо непосредственно (например, через товарищество собственников жилья, ТСЖ), либо через нанятые управляющие компании.

Еще в 2007 году глава г. Шадринска Алексей Кокорин отмечал:

– Что касается капитального ремонта, то реальная картина такова: на данный момент городу требуется 856 млн рублей на капитальный ремонт муниципального жилого фонда. Замечу, что деньги будут выделяться только на ремонт тех домов, которые определились с управляющей компанией или выбрали для себя формой организации ТСЖ (товарищество собственников жилья). Кроме того, предполагается и обязательное участие граждан – не менее 5 процентов от выделяемой суммы.

Дело в том, что доля жилого фонда, управляемого ТСЖ, была важным критерием для того, чтобы город и регион получал федеральные субсидии на капремонт. Прежде всего, через созданный в 2007 году фонд содействия реформированию ЖКХ.

Бразильский сериал

К тому времени стало понятно, что простой сменой системы управления жилым фондом проблему не решить. Тем более что вроде бы частные управляющие компании подчас создавались на базе ЖЭКов тем же руководством и в тех же кабинетах. Но дело даже не в этом – к тому времени без малого 20 лет ежегодно ремонтировалось не более одного процента жилого фонда, что в четыре раза меньше установленных нормативов (из расчета, что дом должен капитально ремонтироваться в среднем один раз в 25 лет). Тем самым граждане (от которых тогда, правда, мало что зависело) и государство закладывали мину замедленного действия будущим поколениям. В результате сегодня износ коммунальных сетей составляет, по данным Минрегионразвития РФ, в среднем по стране 55%, износ жилого фонда – около 60%. Как недавно подсчитал замминистра регионального развития РФ Владимир Токарев, чтобы привести в порядок это хозяйство, нужно более 10 триллионов рублей.

Тогда в жесткие либеральные нормы Жилищного кодекса РФ были, по сути, внесены правки – в помощь собственникам в форме госкорпорации создавался фонд содействия реформированию ЖКХ. Свой первый взнос в размере 240 млрд рублей в него внесло правительство РФ – это были деньги, которые государство выручило от продажи активов недавно обанкроченного «ЮКОСа». Тогда предполагалось, что все проблемы с капремонтом жилья в стране в «критических» домах будут решены до 2012 г., после чего фонд прекратит свое существование.

Но 2012-й подошел, и выяснилось, что проблема не решена и наполовину. Тогда работа фонда была продлена до 2016 года, а уже этим летом – до 1 января 2018 года. К настоящему времени по программам фонда отремонтировано 135 тыс. домов – это 30% площадей, нуждающихся в ремонте.

Итоги реформирования ЖКХ в преломлении обычного собственника тоже неутешительны. За последние десять лет доля затрат на услуги ЖКХ в потребительской корзине выросла в регионе почти вдвое, их валовый объем также растет вне всякой зависимости от инфляции.

Чрезвычайный сырой закон

На таком, прямо скажем, противоречивом фоне и были приняты новые законы о капитальном ремонте – сначала на федеральном, а затем и на региональных уровнях. Подоплека в целом понятна: фонд содействия реформированию ЖКХ все равно когда-то придется ликвидировать, значит, нужно найти замену его миллиардам. И такая замена была найдена – в карманах самих собственников жилья.

В конце 2012 г. на федеральном уровне были приняты поправки в Жилищный кодекс – документ был дополнен разделом «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Там и была придумана схема сбора денег с населения на капремонт: регионам необходимо установить планку минимума и максимума, деньги станут копиться либо на счетах каждого дома, либо на счетах единого для каждого субъекта РФ регионального оператора – в так называемом «общем котле». А затем эти деньги, собранные с собственников в строгих рамках, установленных государством, должны тратиться на ремонт их домов – правда, график тоже будет составляться чиновниками.

Главная химера нового закона – некий «региональный оператор». По закону, это организация, которая и собирает деньги, и составляет графики ремонта со сметами, и принимает работу, и проверяет собственную деятельность. При этом, кстати, освобождается почти от всех налогов. «Это идеальная коррупционная схема», – отрезала после принятия закона депутат Госдумы Галина Хованская.

Все в общий котел

Основных нововведений всего несколько, но все они весьма спорные. Первое – сбор денег на капремонт станет обязательным для всех, хотя и теперь в большинстве платежек жителей такая статья имеется. Второе – тариф жестко устанавливается департаментом строительства, государственной экспертизы и ЖКХ Курганской области. Третье – в регионе предусматривается «общий котел», в котором будут сначала аккумулироваться денежные средства, а затем распределяться на капремонт отдельных домов. Этакая «касса взаимопомощи».

Причем в региональном законе прописано, что основной путь для сбора средств граждан – как раз счет регионального оператора, «общий котел». Ориентировочно весной будущего года (а точных сроков, как ни странно, так никто и не называет) в области выйдет подзаконный акт, после чего в течение двух месяцев граждане смогут создать в своем доме отдельные собственные счета. Рискнем предположить, что этот выбор будет обставлен жесткими рамками и формами, а также килограммовым списком необходимых бумаг, которые соберут в итоге немногие. А если такой выбор не будет сделан – то всем деньгам прямая дорога в «общий котел».

Вызывает интерес и то, что все чиновники, которые ранее проповедовали ответственность граждан за свои дома, теперь активно пропагандируют сбор средств в единую региональную кубышку. Так, директор департамента строительства, государственной экспертизы и ЖКХ Курганской области Валерий Миронов сообщил, что собственники жилья будут уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт. Платеж будет зависеть от площади квартиры, а количество жильцов учитываться не будет. Новая строка в квитанциях шадринцев появится уже в апреле 2014 года. То есть жилье и общедомовое имущество принадлежит нам, деньги на его ремонт мы должны сдавать из собственного кармана, а принятие решения о его ремонте и распоряжение деньгами входит в компетенцию регионального оператора. Интересно получается, правда?

Кроме того, региональный оператор будет следить за неплатежами граждан на капитальный ремонт. И в случаи неуплаты взносов юристы будут подавать на жителей в суд. За тех, кто живет в муниципальных квартирах, расходы будут оплачивать местные бюджеты. Владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах также будут платить взносы на капитальный ремонт домов.

Заключительный штрих: если средства собственников переходят в подведомственность региональному оператору, отказаться от этой схемы – все равно что аннулировать договор на продажу души с дьяволом. «Чтобы выбраться из «котла», судя по тем нормам, которые есть в законе, потребуется не менее двух лет», – констатировала Галина Хованская.

С чем же связана такая преданность идеям общего бюджета? В самом худшем случае – с желанием контролировать неожиданно появившиеся миллиардные бюджеты региональных операторов. Оценить, сколько денег будет генерироваться на этих счетах, можно уже сегодня. Росстат предоставляет данные об общей площади жилого фонда в регионах, в среднем многоквартирные дома занимают в общей цифре примерно две трети. Известно и максимальное значение тарифов на капремонт – в среднем по регионам не более 7 рублей 60 копеек в месяц. Для наших расчетов мы взяли заниженный показатель – 5 рублей в месяц с квадратного метра. Даже в этом случае получается, что в каждом регионе в год на счетах регионального оператора будет генерироваться около двух миллиардов рублей. И деньги эти через регионального оператора будут контролироваться в основном только правительством области – что бы ни говорили про прозрачность этого института.

Таким образом, регион получает в свое распоряжение примерно схожую сумму с той, которую ранее выделял на капремонт федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. С той лишь разницей, что поступления от жителей являются обязательными, гарантированными и стабильными, а за средства фонда нужно еще каждый год бороться. Удобство налицо.

Проверим и еще один тезис чиновников: якобы самостоятельно при существующих тарифах на деньги, собранные на отдельном счете дома, капремонт никогда не осуществить в разумные сроки. Для расчетов возьмем один из худших вариантов – стандартную панельную пятиэтажную «хрущевку» из четырех подъездов с тремя квартирами на этаже. Жилая площадь в ней – порядка 2,7 тыс. кв. метров. Тогда в месяц при тарифе 9 рублей 60 копеек рублей за квадратный метр жители соберут 25,9 тыс. рублей, в год – около 311 тыс. рублей. В среднем стоимость капремонта такого дома без особенных инженерных ухищрений обойдется в 2-2,5 млн рублей. Получается, что жители «хрущевки» сами могут накопить на капремонт за 8-10 лет – срок, вполне реальный для таких домов. И главное – без создания загадочных «региональных операторов», которые, к тому же, как многие такие структуры, через год-два еще и обрастут дорогими офисами, автомобилями и штатом сотрудников. А жители без этого, конечно же, обойтись никак не смогут…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Ветеранам рассказали о насущном

На прошлой неделе в администрации города прошло заседание городского совета ветеранов, на котором были подведены итоги работы органа и обсуждены самые актуальные вопросы года уходящего. С докладами выступили председатель совета П. Обабков, представители отдела соцзащиты, налоговой инспекции, администрации города.

Самой ожидаемой для большинства собравшихся стала информация, озвученная руководителем отдела регулирования цен и тарифов администрации г. Шадринска Виктором Насоновым. Виктор Васильевич сообщил, что затянуть пояса потуже в новом году придется не только пенсионерам, но и остальным шадринцам. Об изменениях в структуре жилищно-коммунальных тарифов более подробно мы расскажем в первых выпусках «Исети» за 2014 год.

Что же касается нового тарифа на капитальный ремонт, то здесь В. Насонов пояснил, что из двух способов формирования фонда на капремонт шадринцам стоит выбирать создание спецсчета в финансово-кредитных учреждениях и выбирать поэлементный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Допустим, что за год-полтора удастся скопить 1 млн рублей, и направлять эти средства нужно будет на ремонт кровли, коммуникаций и так далее по выбору собственников жилых помещений. Если не предпринимать никаких действий, то львиная доля средств уйдет региональному оператору, который самостоятельно примет решение о распоряжении деньгами.

В настоящее время перед администрацией города стоит задача вести активную разъяснительную работу по некоторым моментам сбора средств на капремонт, касающихся созданий товарищества собственников жилья, контроля за сбором и расходованием средств. Об этом же (о ведении разъяснительной работы, к которому подключились и мы) Виктор Васильевич попросил актив совета ветеранов, который в тот день собрался в большом зале администрации.

Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
yura
Оружейник


Пол: Пол:Муж.
Зарегистрирован: 18.04.2006
Сообщения: 58175
Откуда: Россия

Статус: Offline
СообщениеДобавлено: 2013.12.26 18:45.00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
Много буков.
Это критика закона, что ли?
_________________
Продолжение следует…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Rre
Заслуженный писатель



Зарегистрирован: 04.08.2008
Сообщения: 4321


Статус: Offline
СообщениеДобавлено: 2013.12.27 06:11.38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
асилил:
выжимка-закон плохой. механизмы не продуманы но года через три когда бабло соберут возможно все переработают и все будет по иному.
_________________
spice must flow
הבה נגילה ונשמחה
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yura
Оружейник


Пол: Пол:Муж.
Зарегистрирован: 18.04.2006
Сообщения: 58175
Откуда: Россия

Статус: Offline
СообщениеДобавлено: 2013.12.27 19:26.10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
Rre писал(а):
года через три когда бабло соберут возможно все переработают и все будет по иному.


А собранные деньги исчезнут
_________________
Продолжение следует…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать
Найти сообщения с вашего последнего посещения
Страница 1 из 1

 
Перейти: 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы