Проблема варварской вырубки лесов – одна из самых горячих на карте Урала, Сибири, да и всей России в целом. В богатых на ценные леса регионах орудуют целые группировки, рубящие под корень народное достояние. Причем многие из лесозаготовителей действуют легально. Обширные гектары лесных насаждений им выделяет… государство. Старожилы-лесники со слезами вспоминают, что за такие якобы санитарные рубки в советское время их могли посадить.
Сотни тысяч кубометров под снос
Увидеть количество снесенного под корень леса можно в автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Открытые данные позволяют увидеть всех лесозаготовителей и отследить сотни тысяч кубометров заготовленной древесины.
Правда, обычному человеку нужно долго разбираться, чтобы научиться пользоваться ЛесЕГАИС. И даже после того, как разобравшись, видишь миллионы кубометров леса в системе, понимаешь, что все вырубки – законны. Проверки министерств и ведомств уже давно не выявляют серьезных нарушений. Лес стоит очень дорого, а это – деньги не только в бюджет, но и в карманы бизнесменов и чиновников. Объем вырубок с каждым годом только растет. Государство будет еще больше поддерживать те организации, которые участвуют в осваивании лесов.
Государство давно планирует сделать ЛесЕГАИС открытым и понятным. На официальном сайте Президента РФ опубликованы два президентских поручения по лесу, касающихся ускоренного создания федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) и введения запрета на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород.
«В 2021 году уже поставлен исторический рекорд за всю историю государственного управления лесами в России по числу принятых лесных законов. За первые шесть с небольшим месяцев их принято, подписано и опубликовано уже девять штук. Кроме того, с 1 января 2021 года вступило в силу несколько десятков нормативных правовых актов лесного хозяйства, обновленных и переутвержденных в рамках так называемой «регуляторной гильотины», и еще несколько десятков нормативных правовых актов должно быть изменено или принято заново в соответствии с новыми поправками к Лесному кодексу. Никогда прежде российское лесное законодательство не менялось так часто, бессистемно и бестолково, как на протяжении последних полутора десятилетий. Но и это, судя по всему, еще не предел – вице-премьер Виктория Абрамченко требует все новых и новых законов, видимо, не понимая, что никакая отрасль просто не может развиваться при таком переменчивом и бестолковом законодательстве», — считает Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России.
Коммерция под видом борьбы со «жрунами»
Обширная часть лесного бизнеса – так называемые «санитарные рубки». Схема простая. Лесопатологи находят кучу болезней и «жрунов» типа короеда и выносят свой приговор: сплошная санитарная рубка.
Примерно по такой схеме несколько лет работал иркутский предприниматель и депутат Евгений Бакуров. Схему выявила природоохранная организация Earthsight (Великобритания). Она опубликовала очередной крупный доклад о проблеме незаконных рубок и поставки древесины от них на экологически чувствительные рынки мира. В докладе речь идет о псевдо-санитарных рубках в Иркутской области, древесина с которых широко разошлась по миру в виде, например, деревянных детских кроваток и другой продукции компании ИКЕА.
«Главная мысль доклада в том, что препятствием для распространения древесины незаконного или сомнительного происхождения не стали ни государственные механизмы (борьба с «черными лесорубами» в России, регламент Евросоюза по поставкам древесины, закон Лейси в США), ни рыночные (системы добровольной лесной сертификации, в частности FSC и PEFC). Законы против незаконных рубок леса в мире множатся, экологическая сертификация становится чуть ли не обязательной практикой, но ни потоки древесины по миру, ни реальная ситуация в лесах, в том числе в российской тайге, от этого почти никак не меняются», — считает Алексей Ярошенко.
В докладе речь идет о коммерческой заготовке древесины под видом санитарных рубок – мероприятий, которые по закону должны проводиться для предупреждения распространения вредных организмов (вредителей и болезней леса). Рубки проводились в защитных лесах, главным образом вдоль водных объектов (Ангары, Братского водохранилища и притоков), а общий объем заготовленной древесины составил около двух миллионов кубометров.
Специалисты проанализировали деятельность группы лесозаготовительных компаний, связанных с иркутским предпринимателем и депутатом Бакуровым. Сообщается, что древесина поставлялась индонезийскому переработчику, а от него в виде мебели расходилась по множеству стран, включая США, Великобританию, Германию, Францию и другие. И этот путь был не единственным: древесина попадала как в IKEA, так и в целом на рынки США и Евросоюза, и другими разными путями.
«И попадала эта древесина не с черного входа, а с парадного, с зелеными сертификатами, проходя через все формально существующие процедуры и правила, которые как бы должны отделять древесину незаконного и сомнительного происхождения от чистой и безупречной, заготовленной в результате экологически приемлемого, социально значимого и экономически жизнеспособного управления лесами», — уверен Ярошенко.
Основная проблема с законностью заготовки древесины, о которой идет речь в докладе, давно является предметом пристального внимания российских природоохранных организаций, в том числе Гринпис. Суть ее состоит в том, что так называемые санитарные рубки фактически превратились из средства борьбы с болезнями и вредителями леса в инструмент обхождения различных запретов и ограничений на промышленную заготовку древесины в некоторых наиболее ценных категориях российских лесов. Ярошенко приводит в пример водоохранные и лесопарковые зоны, нерестоохранные полосы лесов вдоль рек, особо охраняемые природные территории.
«Такие псевдо-санитарные рубки стали реальной угрозой для многих ценных природных территорий, а также для многих любимых мест отдыха людей вокруг многих российских городов и поселков», — уверен Алексей Ярошенко.
Государство ничего не знает про лес
Несколько дней назад на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека опубликованы рекомендации СПЧ по итогам его специального заседания на тему «Гражданское участие в обеспечении экологической безопасности и сохранении климата». Члены Совета особое внимание обратили на состояние лесной отрасли России.
Согласно законодательству Российской Федерации, лесной комплекс по сути рассматривается как отрасль добывающей промышленности. В отличие от остальных отраслей растениеводства, где выращивание и получение первичной продукции объединены, в лесном комплексе лесоводство и лесозаготовки разделены на высоком уровне как разные виды экономической деятельности. Растущая потребность в древесине удовлетворяется за счет экстенсивного лесопользования, при котором реальное воспроизводство хозяйственно ценных лесов за установленные обороты рубки (или сравнимое с ними время) не обеспечивается. В частности, в новой редакции Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года отмечается такие проблемы, как «крайне недостаточный уход за лесами, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины», «недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования)».
Также Совет отметил проблему многочисленных катастрофических лесных пожаров, с которыми чрезвычайно трудно справиться при существующем уровне охраны лесов, а в обширных регионах Сибири и Дальнего Востока – практически невозможно. Например, в 2019 году объем учтенной заготовки древесины в Российской Федерации составил 219,2 млн кубометров, а объем древесины сгоревших лесных насаждений — 313,2 млн кубометров.
Недостаточная кадровая обеспеченность лесного хозяйства: в рамках действующего лесного законодательства почти невозможно обеспечить качественную практическую подготовку будущих специалистов, реформы последних полутора десятилетий негативно сказались на положении большинства лесных вузов и техникумов, а при существующем уровне оплаты труда и социальных гарантий большинство выпускников не заинтересованы в трудоустройстве в стагнирующей отрасли.
Государство не располагает реальными знаниями о состоянии лесов. Актуальные данные лесоустройства — основного классического источника информации о лесах — есть только для 16% площади лесов, а попытка создания системы государственной инвентаризации лесов пока не привела к получению каких-либо значимых результатов.
Указанное положение дел в лесном хозяйстве, по мнению членов Совета, помимо неэффективного использования поглотительной способности лесов, приводит к прогрессирующему истощению хозяйственно ценных и экономически доступных лесных ресурсов. Это, в свою очередь, является причиной закрытия зависящих от леса предприятий и лесных поселков. Кроме того, истощение лесных ресурсов вынуждает лесозаготовителей вовлекать в рубку последние оставшиеся территории дикой природы и другие леса высокой биологической и социальной ценности, что провоцирует многочисленные проблемы и конфликты.
Свои рекомендации Совет направил в аппарат правительства России и профильные министерства. Вот только прислушаются ли к ним? Что в итоге перевесит – экстенсивное лесопользование с сумасшедшими доходами в бюджет (и мимо) или рациональное лесопользование с восстановлением лесных насаждений и ограничением рубок в ценных лесах?
Автор | Сообщение | ||
---|---|---|---|
yura Оружейник Пол: Зарегистрирован: 18.04.2006 Сообщения: 58206 Откуда: Россия Статус: Offline |
|
||
Найти сообщения с вашего последнего посещения |
||
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |