Имя педагога-хореографа Ирины Сушковой – это шадринский знак качества, так как под её руководством выросло уже не одно поколение танцоров.
Для некоторых из них танец стал профессией, другие отдаются ему в часы досуга, выплескивают через пластику движений собственные эмоции. Начиная с 2006 года Ирина Федоровна руководит Центром хореографического искусства (ЦХИ) «Береника», где осваивают азы и совершенствуют мастерство любители танца самых разных возрастов. В 2015 году Центр был удостоен звания «народный».
– Ирина Фёдоровна, как давно вы занимаетесь хореографией?
– Всю сознательную жизнь. Можно сказать, что хореография стала моей профессией благодаря детским увлечениям, а высшее образование я получила в Челябинском государственном институте культуры. С огромной благодарностью вспоминаю всех институтских педагогов, каждый из которых во время своих занятий отдавал студентам не только знания, но и частичку себя, своей души и сердца. В частности, это заведующий кафедрой хореографии Челябинского института искусства и культуры, профессор, заслуженный артист РФ Виктор Иванович Панфёров, талантливый педагог-хореограф, профессор кафедры педагогики хореографии Челябинского государственного института культуры, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Союза театральных деятелей Тамара Борисовна Нарская-Хазанова и многие-многие другие. Именно эти люди дали мне тот фундамент и основу, на которой строится вся моя нынешняя работа.
– Кого вы можете назвать вашей путеводной звездой в мире танца в настоящее время?
– Я с неугасающим интересом наблюдаю за большинством современных российских ведущих хореографов, например, за деятельностью советского и российского хореографа, профессора Школы-студии МХАТ, лауреата премии «Золотая маска» Аллы Сигаловой. В то же время интересуюсь работой самодеятельных и любительских коллективов, потому что от каждого из них берёшь что-то новое и постоянно чему-то учишься.
– Что для вас танец: состояние души, образ жизни или нечто большее?
– Наверное, всё вместе. Прежде всего, это любимая работа, которая даёт мне возможность регулярного общения с интересными, яркими и творческими людьми, позволяет наслаждаться и познавать необъятный мир музыки, своего мироощущения, чувств и эмоций. Наконец, это возможность делать что-то хорошее, доброе и красивое, хотя, что именно из всего этого получается, судить уже не мне…
– Как вы считаете, сложно ли научиться танцевать? Непосредственно вы работаете с детьми или взрослыми?
– На этот вопрос у меня нет однозначного ответа. У одних людей танцевать получается легко и непринужденно, у других – сложно и тяжело. Главное же, как я считаю – это желание, стремление что-то в себе изменить, совершенствовать своё тело и сознание. Танцующий человек расширяет свои границы, интегрируя языки взаимодействия с миром. Ни для кого не секрет, что танец – это способ узнавания себя, расширения своих возможностей и потенциала.
Что же касается второй части вопроса, то начинать заниматься любым видом искусства лучше всего в детстве, потому что именно в этом возрасте легче и успешнее происходит освоение новых умений и навыков.
– Ирина Фёдоровна, расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день и как члены вашей семьи относятся к вашей работе, помогают ли, поддерживают ли?
– График работы очень плотный, так как занятия требуют определённой подготовки. Встаю часов в начале седьмого утра, делаю зарядку, принимаю душ, затем – лёгкий завтрак, после которого сажусь за компьютер, чтобы обдумать какие-то детали, подготовиться к занятиям и репетициям. Очень много приходится просматривать и читать специализированных материалов.
Так как основным моим местом работы является спорткомплекс «Юность», там и проходит большая часть занятий и репетиций. Всё по расписанию, день выстраивается буквально по минутам. Уделяю время и работе в театре, так как в качестве хореографа меня привлекают к работе над каждой второй постановкой Шадринского государственного драмтеатра.
Домой попадаю в десятом-одиннадцатом часу вечера. Иногда подобный график и временами хаотичное движение немного утомляют, но по-другому я, наверное, просто не умею, да и не смогу. Родные (вместе с мужем И. Сушкова воспитала дочь) к моей работе относятся с пониманием, всегда поддерживают, только дочь иногда говорит, мол, мама, хотелось бы тебя видеть дома почаще, особенно в выходные. Она, кстати, уже взрослая девочка, живёт, работает и учится в Тюмени.
Что же касается по настоящему свободного времени, то у меня его не так уж и много. Как известно, лучший отдых – это смена деятельности. Так как времени на домашние дела у меня катастрофически не хватает, то всё свободное время я посвящаю уборке, приготовлению разной вкусной еды, что-то меняю в квартире.
– Нынешний год юбилейный для ЦХИ «Береника». Сколько шадринцев сейчас занимается под вашим началом?
– В «Беренике» сегодня занимаются как дошкольники, так и группы, большая часть членов которых уже взрослые – всего порядка 80 человек. Каждый, кто к нам приходит (у нас нет конкурсного отбора), может у нас остаться, если имеет соответствующее желание. Те же, кто чувствует себя некомфортно (а это заметно даже на первом занятии), просто уходят.
С малышами занятия проходят два раза в неделю, продолжительность каждого из которых – не более 40 минут. С каждым годом время и количество тренировок увеличивается, и взрослые занимаются уже по час-полтора. А если на носу подготовка к выступлению, всем приходится выкладываться на полную, потому и встречаться в зале приходится как минимум четыре-пять раз в неделю.
– Многие бывшие участницы и участники «Береники» в настоящее время покоряют большие города. Как часто видитесь с ними, удалось ли им, на ваш взгляд, добиться серьёзных успехов в танце или других сферах?
– Все ребята, которые в детстве и юности занимались в различных творческих коллективах, в большинстве своём имеют развитый творческий потенциал. И чему бы они впоследствии себя не посвятили, они уже не представляют свою жизнь без искусства, культуры и всего, что связано с этими сферами. Ежегодно выпускники «Береники», которые оканчивают общеобразовательные школы, поступают в вузы по специальности «хореография». Например, Максим Низямов, который окончил Московское хореографическое училище при Академическом театре танца «Гжель» и являлся солистом «Гжели», сейчас обучается в Московском государственном институте культуры. В Челябинском государственном институте культуры (ЧГИК) получает высшее образование наша воспитанница Валерия Черепанова, туда же недавно поступила Анастасия Мурзина. ЧГИК окончила Алина Бурмистрова, которая сейчас работает вместе со мной в ЦХИ «Береника». Настя Субботина обучает ребятишек в Шадринской детской музыкальной школе, и продолжает обучение в одном из екатеринбургских вузов. Ксения Мартьянова также училась в Челябинске, а сегодня трудится в одной из детских школ искусств г. Нижневартовска. Подводя промежуточный итог, отмечу, что как минимум одна десятая часть тех ребят, кто в разные годы занимался в ЦХИ «Береника», связывают свою жизнь и будущее с хореографией.
Ежегодно, в июле-августе у нас проходят встречи выпускников, которые приезжают в Шадринск из Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Узнаём, как дела друг у друга, делимся свежими впечатлениями, обсуждаем радости и горести, получаем, если можно так выразиться, морально-психологическую поддержку.
– Как в Шадринске, на ваш взгляд, относятся к хореографии и культивированию танца?
– Я выступаю против самого термина «культивирование». Танец, как одно из направлений искусства, должен постоянно развиваться в разных направлениях. Понятие же культивирования означает, что развитие танца идёт обособленно, исключительно в каком-то одном направлении. Танец – это синтез музыки, хореографии, театрального искусства, поэтому его недопустимо искусственно ограничивать.
В Шадринске сегодня хорошо развит современный танец, есть целые коллективы, которые только им и занимаются, на приличном, кстати говоря, уровне. Но это не значит, что шадринцы культивируют именно современный танец, потому что педагоги-хореографы работают в различных направлениях, каждое из которых по-своему интересно.
Что же касается ЦХИ «Береника», то мы не делаем акцент на какой-то определённый жанр в хореографии. Большое значение придаем классическому танцу, используем во время занятий программные движения народно-сценического и элементы современного танца.
– Ирина Фёдоровна, а нужен ли танец современным людям?
– Безусловно, нужен! Танец – это начало профессионального разговора о действительно актуальном, востребованном, необычно зрелищном и массовом виде искусства. Сегодня танцевальное искусство приобретает не только большую популярность, его значение шире и глубже, чем кажется на первый взгляд. Танец – это инструмент, который требует умелого и грамотного обращения. Жизнь человека начинается с неосознанных и интуитивных телодвижений, и по мере восприятия приходит потребность в двигательной активности, которую важно организовать и направить в нужное русло. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений и творческих возможностей.
Посредством танца можно уменьшить пропасть между человеком и средой, ощущая творческие проявления через телесный опыт. Это способствует росту и полноте восприятия и самореализации, раскрепощает наше сознание. Танец обладает очищающей, одухотворяющей силой, он несёт в себе более тонкие и высокие знания, чем те, которые мы используем в обыденной жизни. Овладевая танцевальной техникой, человек начинает чувствовать свое тело, как прекрасно работающий тонкий механизм, позволяющий раскрыть свои многие возможности. Поэтому занятие любым видом танцевального искусства несёт в себе положительный эмоциональный, физический и психологический эффект.
– Говоря о развитии Шадринска, можно ли утверждать, что танец может стать одним из брендов города? И если да, то что конкретно для этого нужно сделать?
– Когда современное общество поймет, что одной из его главных задач в отношении подрастающего поколения является воспитание культурно и гармонично развитого человека, бережно относящего не только к тому виду искусства, которым он занимается, но и ко всем остальным, только тогда можно будет задумываться о развитии культуры и искусства как бренда. Хотя говорить о танце как о товарном знаке, на мой взгляд, не очень правильно и не совсем этично по отношению к чему-то другому, что пытается развивать и продвигать Шадринск. Бренд, как мне кажется, должен быть совокупностью нескольких явлений, которые бы могли характеризовать наш город в целом с положительной стороны и делать его интересным для всех остальных россиян.
Если говорить о технической стороне вопроса, то для дальнейшего развития танцевального искусства Шадринску не хватает специализированных залов с небольшими концертными сценами, со станками и зеркалами, оборудованных раздевалками и душевыми. Это я к тому, что юным танцорам нужно не только в зале развиваться, но и под руководством опытных педагогов пытаться делать сценические постановки. В конце концов, это эстетика, которую мы закладываем в ребенка с самого детства. А у нас сегодня часто получается так, что мы пытаемся научить ребенка красиво двигаться, а сопутствующих условий для его культурно-эстетического развития не создаем. От этого педагоги-хореографы в своей повседневной работе испытывают некоторый дискомфорт.
– Спасибо за беседу.
Петр ОСИНЦЕВ.
Автор | Сообщение |
---|---|
Найти сообщения с вашего последнего посещения |
||
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |