Методика сравнения качества кодеков
// http://dac-secrets.narod.ru/
Как вообще определить качество? То, что приятнее на слух? В рамках исследования качества кодирования правомерно ТОЛЬКО специфическое понятие качества, как близости к оригиналу (несжатому звуку). Соответственно, наивысшее качество сигнала соответствует неотличимости НА СЛУХ от оригинала (хотя в математическом смысле сигналы могут сильно отличаться).
Существует так называемый “эффект плацебо”, когда больным людям дают пилюлю-пустышку (без какого-либо лекарства) из желатина или сахара, и при этом говорят, что это новое суперское лекарство. Так вот, по сравнению с контрольной группой такие люди быстрее выздоравливают и у них бывает меньше осложнений. Такой же эффект имеет место и в нашем случае. На наше восприятие воздействует куча параметров, прямого отношения к качеству звука не имеющих (формат, битрейт, плеер, номер в плейлисте, реклама и проч.). Сказал слушателю дядя Ваня, что “формат _A_ устарел, и вообще отстой, посмотри, формат _B_ на половинном битрейте лучшее качество обеспечивает”. И если не использовать дополнительных ухищрений по скрытию информации, какой вы кодек тестируете, то эта информация СУЩЕСТВЕННО повлияет на ваше восприятие. Кроме того, громкость звука также существенно (если не определяюще) воздействует на наше восприятие. Именно поэтому современные CD делают со все возрастающей громкостью (применяют компрессию динамического диапазона) чтобы привлечь покупателя. Даже ценой качества. Некоторые кодеки также используют трюк с увеличением громкости. Некоторые (lame на низких<=128 битрейтах) – наоборот, уменьшают, чтобы избежать “лимитирования сигнала” (и правильно делают).
Выход – использование так называемых “слепых сравнительных тестов” (double-blind listening tests). Специальной программе даются, как правило, 2 файла, она выравнивает их громкости и воспроизводит в случайном порядке много раз, а вы отвечаете, какой лучше (или хуже). Далее, программа оценивает вероятность того, что вы действительно слышите отличия. Если вы по крайней мере 10 раз из 10 вы одинаково ответите, то разницу вы действительно слышите, и только после этого имеет смысл вопрос о качестве файлов. Этот метод является стандартом для сравнения качества кодеков, и применяется всеми более или менее серьезными фирмами, занимающимися их производством. Приглашается команда тестеров, которые сравнивают качество треков, полученных с теми или иными параметрами. На основании результатов исследования выбираются используемые параметры и технологии. НИЧЕМ ДРУГИМ ДАННЫЙ ТЕСТ ЗАМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ! Сравнение сонограмм, АЧХ исходного и кодированного сигнала, анализ средней разницы сигналов и т.п. дает нам информацию обо всем, кроме самого СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА, которое может оценить только слушатель.
Источник: dac-secrets.narod.ru |