Мастер-берестянщик Владимир Махнюк сегодня в представлении не нуждается, так как является живым олицетворением шадринского народного промысла под названием «берестяное барокко».
Дело, развитию которого он посвятил уже более четверти века, в настоящее время принесло Владимиру Георгиевичу не только всероссийскую, но и мировую известность. Его берестяные изделия выставлялись не только в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, но и в Шанхае, Париже и даже в Саудовской Аравии. О том, чем живёт В. Махнюк в настоящее время, всё ли задуманное удаётся воплощать в жизнь, как чиновники относятся к развитию народных промыслов, с ним беседует наш корреспондент. – Владимир Георгиевич, давайте напомним читателям, с чего же началось ваше увлечение берестой. – В 1990 году после увольнения из армии я приехал в Шадринск. Познакомился с берестяных дел мастером Олегом Колмогоровым, который в то время олицетворял собой берестяной промысел Зауралья. Одновременно со мной к нему в ученики пришёл и талантливый преподаватель лицея № 1 О. Емельянов. Сравнительно быстро я освоил технику Олега Геннадьевича, дело мне понравилось, увидел перспективы и начал работать. Отмечу, что в то время я вёл несколько отшельнический образ жизни. Через некоторое время начал, если так можно выразиться, выходить в свет – пробовать свои силы на выставках, первая из которых прошла в Шадринском краеведческом музее. Спустя некоторое время после этого, поехал в Москву, показал свои изделия в музее декоративно-прикладного и народного творчества. Посмотрели, похвалили, покритиковали, предложили принять участие в выставке «Береста России». Принял участие, получил диплом. Ещё через год мне звонят из музея и предлагают организовать персональную выставку. Я, само собой, согласился. Вот так в 1995 году в Москве у меня прошла первая персональная выставка. Затем мои работы начали выставляться в частных галереях, после чего меня приглашали в качестве участника на различные специализированные выставки. К слову, когда меня спрашивают, в скольких подобных мероприятиях я принимал участие, вместо ответа открываю ящик стола, доверху заваленный бейджами, и предлагаю спрашивающему пересчитать их… – Как-то вы рассказывали, что первые десять лет вам пришлось работать на узнавание собственного имени. Тяжело, наверное, приходилось? – Конечно, тяжело. На заре свой карьеры мне приходилось ломать стереотипы у людей, которых было очень трудно убедить в том, что изготовленные мною чайники и самовары можно использовать по прямому назначению, то есть кипятить и хранить в них горячую воду. Главная сложность в работе практически любого мастера, который занимается народным промыслом, на мой взгляд, заключается вовсе не в изготовлении изделия. Да, без сомнения, сделать хорошую вещь непросто, но можно, а вот продать её гораздо сложнее или тем более организовать регулярные продажи. Можно делать бесконечно уникальные изделия, но что толку, если никто не знает, где и как их можно приобрести. – В чём суть изобретённого вами метода обработки бересты, и чем он отличается от других существующих методов? – Фактически мы сделали берестяную фанеру, или, говоря современным языком, композитную бересту. После того, как между собой склеивают несколько слоёв бересты и придают им определённую форму, готовое изделие становится неподверженным воздействию практически никаких внешним факторам, ему не страшны перепады влажности и температуры. Мы настолько уверены в качестве своих изделий, что даём на них пожизненную гарантию и предлагаем в случае предъявления претензий по качеству заменить изделие на аналогичное новое. Отмечу, что за всё время работы у нас так и не произошло ни одного гарантийного случая. – А сколько вообще времени нужно, чтобы овладеть техникой обработки бересты, и в чём заключается сложность при работе с этим материалом? – Мы принимаем учеников, и в среднем через месяц, максимум полтора они начинают выпускать собственную продукцию. А дальше всё зависит от человека, от его способностей: кто-то за месяц может сто стаканов сделать, а кто-то и все триста. Главная же сложность в нашей работе – это наличие терпения, упорства и усидчивости. Бывает, что у человека не хватает настойчивости довести начатое дело до конца, и большая часть начинающих берестянщиков бросает это занятие. Процесс обучения у нас происходит следующим образом. Есть несколько категорий мастеров условно от первой до пятой. Когда человек осваивает первую категорию и говорит мне, что желает развиваться дальше, я отвечаю: нет проблем, ищи себе ученика, учи его делать стаканы и как только у него начнёт получаться, ты перейдёшь на следующую категорию. И так каждый мастер более высокого уровня помогает специалисту более низкого уровня, и получается, что мастера в нашей мастерской самообучаются. – Владимир Георгиевич, а мастером может стать любой желающий? Что для этого нужно сделать, к чему стоит приготовиться? – Любая работа прежде всего требует умелых рук. Человек должен прислушаться к себе и понять, есть у него тяга к ремеслу и творчеству или нет. Ведь любой из нас по сути своей является творцом и создателем чего-то нового. Я считаю, что счастье в созидании, поэтому люди должны что-то делать собственными руками. И когда человек созидает, он от этого получает огромное удовольствие. На днях у нас на экскурсии побывали девятиклассники из Нового посёлка. Они ходили по магазину, по мастерским, по фабричным цехам, слушали всё в пол-уха. Однако когда ребята зашли в гончарную мастерскую, где мастер сидел за кругом и ваял из глины очередной сосуд, они тут же обо всём забыли, обступили его и, как вкопанные, не могли отвести глаз от его работы. Это же практически волшебство, когда из бесформенного куска глины получается кувшин или что-нибудь ещё. Надеюсь, они надолго запомнят эту экскурсию, и будет просто замечательно, если после окончания учебного заведения кто-нибудь из них придёт к нам и попытается создать что-то собственными руками. Это будет просто здорово! – То есть вы считаете, что у современной молодёжи есть тяга к своим корням, прошлому, и её не нужно прививать искусственным образом? – Конечно, есть. Насильно мил, как известно, не будешь, так и любовь к прошлому искусственным образом не привьёшь, потому что сейчас, как мне кажется, отсутствует благодатная почва для раскрытия творческого потенциала. Многие сегодня забыли о своих корнях, живут исключительно сегодняшним днём, не задумываются о будущем и так же воспитывают своих детей. Хотя, признаюсь, положительные моменты в современной жизни есть. Например, в детских садах подрастающему поколению воспитатели рассказывают про народные промыслы, приводят к нам в мастерские на экскурсии. А самое главное, у мальчишек и девчонок есть стремление сделать что-нибудь собственными руками. И это просто замечательно! У нас в планах организация обучающих мастер-классов, но пока вопрос упирается в свободные помещения и свободные же рабочие руки. К сожалению, мы пока не можем привести ребятишек на мастер-классы, рассадить и предложить им сделать простейшие вещи самостоятельно. Но думаю, что в ближайшем времени мы обязательно к этому придём. – Удивительно, но вы не прячете своих секретов: воспитываете учеников, написали книгу-руководство, в которой поэтапно рассказали о своей технике. Зачем вам всё это? Хотите, чтобы ваше имя осталось навеки в памяти шадринцев, или преследуете какие-то другие цели? – Здесь не в увековечивании имени дело. Я хочу, чтобы берестяная мастерская и народный промысел, возрождаемый нами, продолжал жить и развиваться после меня. Отрадно, что по всей стране современные любители народных промыслов, в том числе и бересты, уже знают, что такое шадринская береста, керамика, художественная роспись. На выставках, где мне приходится бывать, часто подходят совершенно незнакомые люди и просят сфотографироваться с ними на память. И это очень радует. – Шадринск испокон веков славился мастерами-ремесленниками. В своё время вы мечтали создать так называемый «Город мастеров» и несколько лет назад всё-таки пришли к этой цели. Что представляет из себя это творческое (если можно так выразиться) объединение в настоящее время, и какие народные промыслы собраны под одной крышей? – На площадях мебельной фабрики при активнейшем содействии и помощи её директора Андрея Валерьевича Романовского в настоящее время работают берестяная мастерская «Честа», гончарная мастерская «Горшеня» и мастерская шадринской художественной росписи. В перспективе развитие женских промыслов, таких как ручное ткачество и ковроткачество (изготовление половичков и дорожек), организация литейной и деревообрабатывающей мастерской. Удивительное дело, но мастеров традиционных народных (и современных) промыслов в Шадринске не так уж и мало, как можно было бы себе представить. После открытия нашего магазина практически каждый месяц к нам приходят люди и предлагают изделия собственного производства на реализацию. Другое дело, что мы достаточно требовательно относимся к форме и содержанию изделий, поэтому удача улыбается не всем. К примеру, достаточной популярностью пользуются сувенирные тарелки, изготовленные в незатейливой технике декупажа. – Вот вы постоянно говорите «мы», рассказывая о своей работе. Расскажите, кто все эти люди, ведь город, как мне кажется, должен знать своих героев. – С большим удовольствием расскажу об упомянутом уже директоре Шадринской мебельной фабрики А. Романовском, который за короткий срок смог возродить умирающее производство и поднять его на современный высокотехнологичный уровень. Именно по его инициативе и при непосредственном участии была создана сначала берестяная мастерская «Честа» (на площадях фабрики), а затем гончарная и художественная. В шадринской художественной росписи огромную роль сыграл наш местный художник Ю. Кислицын – именно его «Шадринским гусем» восхищался в Москве министр культуры РФ. Ну и, конечно же, это наши мастера, которыми мы гордимся и ценим их, – это Н. Стенников, П. Акамов, М. и И. Мишины, Д. Теребенин, П. Буренина и другие. На сегодняшний день в нашем проекте задействовано более 15 человек. – Владимир Георгиевич, а как власти к вам относятся, помогают развитию народных промыслов? – Власть палки в колёса не вставляет, говорит, что любит нас. Тесно сотрудничаем, особенно в последнее время, с Областным управлением культуры, плотно работали с Департаментом экономического развития Курганской области до 2014 года, сейчас эта активность спала. Очень много рабочего времени отнимает формальная часть. Например, после организации мастерской мы подали в Курганский художественно-экспертный совет по народным промыслам документы о том, что наша продукция относится к художественным промыслам и ремёслам. Однако, когда впоследствии попытались добиться аналогичного признания на федеральном уровне, столкнулись с тем, что в нашем регионе на тот момент вообще не существовало нормативно-законодательной базы о народных промыслах. Не без нашей настойчивости в прошлом году соответствующий областной закон был принят. На текущем этапе хотим добиться, чтобы 70 процентов производимой нами продукции относилось к категории народных художественных промыслов, а этот порядок, в свою очередь, должен быть утверждён Министерством промышленности и торговли РФ. Присутствие в этом списке позволит нам получать серьёзную финансовую поддержку со стороны государства. А самая главная помощь со стороны чиновников, я считаю, заключается в том, что они должны популяризировать нас везде и всегда, рассказывать через СМИ и всеми иными возможными способами о том, какие художественные промыслы существуют в Зауралье, хвалить и награждать мастеров, чтобы молодёжь видела, что эта работа уважаема, почётна и достойна. И этого будет достаточно для того, чтобы о шадринской бересте, гончарных изделиях и художественной росписи узнало как можно большее количество россиян, чтобы талантливая молодёжь г. Шадринска не уезжала в поисках хорошего заработка в другие регионы страны, а оставалась на своей земле с достойной работой, приумножая культуру и славу родной земли честным и благородным трудом. – Спасибо за беседу. Петр ОСИНЦЕВ. Последний раз редактировалось: Новостник (2016.10.07 07:12.12), всего редактировалось 1 раз |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |