На страховом рынке Курганской области проблем, возникающих при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), остается по-прежнему много.
Не стал исключением из этого правила и Шадринск. Читатели периодически сообщают о том, что получить полис в день обращения не просто сложно, а практически невозможно. В офисах страховых компаний образуются большие очереди, люди занимают их с раннего утра, а талонов на получение выдаётся небольшое количество. Усложняет проблему и низкая пропускная способность очередников, проверка безаварийной езды, которая длится до 15 дней, отсутствие бланков полисов и навязывание дополнительных услуг. Запрос с просьбой прокомментировать проблему получения полисов ОСАГО редакция направила в Шадринскую межрайонную прокуратуру (ШМРП). Вот какой информацией поделились с нами представители надзорного ведомства. В первую очередь в прокуратуре напомнили, что конкретных сроков выдачи полисов ОСАГО действующим законодательством не установлено. Страховка выдаётся единовременно после заключения договора страхования, и её выдача является обязанностью любой страховой компании (СК), предоставляющей услуги оформления соответствующего вида страхования. За семь месяцев 2016 года в Шадринскую межрайонную прокуратуру с жалобами на невозможность продлить или получить вновь ОСАГО в разумные сроки обратились трое жителей г. Шадринска и Шадринского района (на 1 меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Преимущественная доля обращений приходится на заявления о фактах неправомерности отказа в возмещении страховых выплат СК, а также навязывания дополнительных услуг либо постановке условий приобретения одних услуг обязательным приобретением иных услуг. При этом жалобы есть на всех страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории г. Шадринска и Шадринского района. ШМРП на основании доводов, изложенных в заявлениях, проводились прокурорские проверки, однако по их результатам большинство обращений оставались без удовлетворения в связи с неподтверждением доводов, изложенных в обращениях, отсутствием каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии самого факта обращения в СК. Кроме того, в ряде случаев межрайонной прокуратурой давались разъяснения о необходимости обращения заявителя в суд в связи с гражданско-правовым характером отношений между страховщиком и страхователем. В качестве примера надзорное ведомство напомнило о случае двухлетней давности. Так, в 2014 году ШМРП было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.34.1 КоАП РФ в отношении руководителя агентства в г. Шадринске филиала ООО «Росгосстрах» в Курганской области Р. Перминой. По результатам его рассмотрения указанное должностное лицо решением отделения по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка РФ от 18.02.2015 г. было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. Нередки ситуации, когда бланки полисов в СК имеются, а агенты и брокеры утверждают, что они отсутствуют, и отказываются их оформлять. По этому поводу в ШМРП отметили, что в указанной ситуации СК нарушаются требования Федерального закона № 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Положений о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 431-П, утверждённых Банком России 19.09.2014 г. Согласно требованиям действующего законодательства, страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением и предоставившему все необходимые документы. Кроме того, договоры ОСАГО, в силу ст. 1 Федерального закона № 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» являются публичными. В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации (в том числе и СК) по оказанию услуг, которые она должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Кроме того, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. В Шадринской межрайонной прокуратуре напоминают, что за необоснованный отказ от заключения публичного договора ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг при заключении подобного договора предусмотрена административная ответственность по ст. 15.34.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц установлена в размере от 20 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей. К сведению, страховые агенты, брокеры, сотрудники страховой организации (физические лица), осуществляющие заключение договоров ОСАГО, рассмотрение заявлений, обращений потребителей финансовых услуг, а также операции с денежными средствами, несут административную ответственность как должностные лица. Кроме прокуратуры, шадринцы вправе жаловаться на действия страховщиков в Отделение по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка РФ, которое находится по адресу: 640002, г. Курган, ул. Ленина, 36, телефон (3522) 23-06-76, факс (3522) 23-06-68, а также посредством специальной формы на официальном Интернет-сайте ЦБ РФ cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint&step=description&theme.RubricCode=reg&theme.RegionCode=KURG. К слову, у традиционного способа оформления (посредством личного обращения гражданина в офис страховой организации) есть несколько альтернатив, которые помогут шадринцам избежать очередей, сэкономить время и нервы. Первый способ – оформление электронного полиса ОСАГО на официальных сайтах страховых компаний (оформление договора проходит в упрощенном автоматизированном режиме). По данным Российского союза автостраховщиков, такую возможность в настоящее время предоставляют гражданам «АльфаСтрахование», «ВСК», «Группа Ренессанс Страхование», «Зетта Страхование», «ИНТАЧ Страхование», Либерти Страхование, «РЕСО-Гарантия», РСО «ЕВРОИНС», «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», СГ «ХОСКА», СК «Московия», СК «Паритет-СК», «Страховая группа «УралСиб», «Тинькофф Страхование», ЭРГО. Второй – поинтересоваться у друзей и знакомых наличием «своего» страхового агента, который сможет оформить полис ОСАГО в сжатые сроки и без лишних проволочек. Третий – предварительное обращение (за месяц-полтора до истечения срока действия страховки) в офис страховой компании с заявлением о просьбе в выдаче страхового полиса. Страховщики подскажут вам, как правильно составить такой документ, и пригласят для оформления полиса в удобное для вас время. Отметим, что о таком способе действий автору стало известно от нескольких знакомых автовладельцев, и нет никакой гарантии, что в вашем случае все пройдёт без сучка и задоринки. Ещё один вариант: за некоторое время до истечения срока действия страховки вам может позвонить ваш страховой агент, с которым вы давно сотрудничаете и хорошо знаете друг друга. В этом случае он, как правило, приходит к вам в офис или домой в назначенное вами время и оформляет все нужные документы. В завершение напомним о видах административной ответственности, предусмотренной за отсутствие полиса ОСАГО у водителя: • гражданская ответственность застрахована, но полиса при себе нет – предупреждение или административный штраф в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ); • автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис, – административный штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ); • не застрахована гражданская ответственность водителя – административный штраф в размере 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ). |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |