Стартовала новая избирательная кампания: назначены выборы Губернатора Курганской области, Главы Катайского района, депутатов города и сельсоветов, Глав поселений Катайского района.
Подготовка к выборам ведется давно и по всем направлениям, в том числе и в деле изучения электорального поведения самой подвижной и социально активной группы населения – молодежи.
ТИК Катайского района совместно с районным клубом «Молодой избиратель» провели опросы молодых людей разных по возрасту, роду занятий и месту жительства. Всего было опрошено 167 юношей и девушек.
Для большинства молодых людей выборы остаются привлекательными. Но доля лиц, воспринимающих избирательный процесс позитивно, лишь немногим выше доли тех, кто не рассматривает его как инструмент решения молодежных проблем. Соответственно 52,3% и 47,7%. Поляризация молодежи в оценке выборов представляет собой довольно важный факт. Это означает, что активный электорат в перспективе составляет менее половины. Однако вряд ли молодежь в данном отношении отличается от взрослого населения. Абсолютное большинство молодых людей убеждено в необходимости выборов в современной России, это признали это 61,78 %; 34,72 % ответили на вопрос – скорее да, чем нет. Только 3,5 % опрошенных ответили нет.
Несмотря на наличие негативного отношения к выборам, большинство молодых людей намерены участвовать в них в будущем. Только 8 % отрицают такую возможность. Велика доля тех, кто пока не определился в своем решении, примерно 20,1%.
Доля молодежи, отказывающейся от участия в выборах, заметно выше в городе, чем на селе. Молодые люди смотрят на избирательный процесс преимущественно под углом зрения собственной выгоды. Сегодня они не считают политику престижной, отказываясь от активного участия в ней. Сохраняя в своем большинстве установку на участие в выборах в качестве избирателей, в несколько меньшей степени ребята хотели бы выступать на них в качестве кандидатов на выборные должности. Примечательно, что больше всего молодых людей, не желающих участвовать в выборах в качестве кандидатов, среди сельских жителей – 79,68 %, в городе этот же показатель составил – 43,92 %.
В своем поведении в ходе избирательных кампаний молодые люди главным образом ориентированы на собственное мнение и, в лучшем случае, учитывают интересы родственников и друзей. Таким образом, для определения электорального поведения молодежи мало значат мнения членов избирательных комиссий, известных людей, ученых, руководителей различного уровня, чиновников и даже действующих депутатов.
В свою очередь, желание получить дополнительную информацию об избирательных кампаниях высказали всего лишь 33 % молодых людей.
Несмотря на усилия, предпринимаемые сегодня различными социально-политическими институтами по формированию электорально-правовой культуры молодежи, ее состояние может быть в целом оценено как недостаточное. Стимулирование активности молодежи может быть эффективным лишь в случае адресной индивидуальной работы с молодыми людьми. |