Joe Satriani был рожден в Westbury, Нью-Йорке, и начал изучать гитару в возрасте 14 лет. В пятнадцать юных лет он уже освоил новый мир настолько, что начал давать уроки гитарной виртуозности всякому желающему (здесь стоит искать источники появления многих знаменитых гитаристов), непредвзято требуя за урок по пять баксов с головы. Среди его учеников был и школьный сотоварищ Стиви Вай, тогда еще, вестимо, не знающий, как ему повезло с выбором школы... У Вая не было регулярных пяти долларов, поэтому он сагитировал своего приятеля тоже насладиться развивающими уроками - Джо учил двоих одновременно, а платил каждый всего половину. Позже Вай вспомнит о благосклонности Джо и основательно поможет ему с релизом первого альбома. В 1974-м Satriani совершенствовался вместе с такими джазовыми мастерами, как Billy Bauer и Lennie Tristano, а в 1978-м переехал из родного Нью-Йорка в более подходящую по духу матушку Калифорнию. Там он продолжил обучать студентов гитарным премудростям и занимался этим прибыльным делом без малого десять лет. Среди любимых учеников числился и взрывоопасный Кирк Хэммет из группы METALLICA. Также можно упомянуть позже прославившихся David Bryson (позже попавшего в неплохую группу COUNTING CROWS), очень авангардного джазового гитариста Charlie Hunter, Larry LaLonde (группа PRIMUS - по-белорусски "Прымус", что, вероятно, обозначает "Принуждение") и Alex Skolnick, которого вы слышали если не в MEGADETH, SLAYER или WHITE ZOMBIE, то точно в JUDAS PRIEST.
Неудивительно, что при настолько уникальном коэффициенте влиятельности Джо не выдержал и решил влиять на мир более непосредственно - путем записей. На самую первую ему даже не было жаль угробить собственную кредитную карточку. На ней, бедной, висело каких-то пять тысяч, да и те Джо искренне потратил на возможность записать альбом. Тогда Джо уже играл в собой основанной группе THE SQUARES ("Квадратики"). На барабанах играл Джефф Кампителли (поклонники Satriani помнят этого музыканта по участию во многих проектах Джо), а на басу - Энди Милтон, также помогавший Джо на всем протяжении его творческого пути. Первая пластиночка группы называлась так же, как ее славный основатель, чье благозвучное имя не могло не привлекать. Благодаря коммерческому неуспеху проекта Джо мог отвлечься от ненужных вещей и сосредоточиться на оттачивании своего экспериментального гитарного стиля. Сочиненного накопилось на настоящий альбом. Самим же Джо созданный в 1984 году лейбл назывался Rubina - в честь его жены. Через год при помощи Стива Вая, не забывавшего учителя своего, Джо подписал контракт с Relativity Records. Там же в 1986-м выходит его первый настоящий альбом, всецело инструментальный (не всем же голос - единственное средство выражения). Именно эта запись и пожрала достояние кредитной карточки Satriani. Альбом достойно назывался "Not Of This Earth". Не спорим - действительно, не от мира сего. Тот же мир, от которого альбом "не" (вот вам курсовая по стилистике на лето!), принял новорожденного с уважением и вниманием. Альбом довольно тяжелый и насыщенный (грузные и потрясающие риффы в "The Hordes Of Locusts" - вот уж не знаю, есть ли хребет у саранчи. Ну, раз Джо говорит, значит - есть). Конечно, альбому недостает той искрящейся энергетики, пронизывающей дальнейшее творчество этого великого гитариста, но начало хорошо ощущается и давит многообещаемостью. Сполна утоленной. Известность пришла с выходом следующего альбома "Surfing With The Alien" (1987). Инструментальная запись моментально стала "платиновой" (это значит более миллиона копий) - такого в американском шоу-бизнесе давно не было. Подобное раз случилось разве только с Джеффом Беком, чей инструментал "Wired" также вошел в историю. Можно вспомнить и последнюю работу Джона Пола Джонса, но она пока не стала "платиновой", так что сами понимаете... Джо сразу же наделили статусом первого постмодерниста в гитарной музыке. Наверно, стимулом послужила психоделичность внутренней энергии его музыки и обилие ссылок на разнообразнейшие стили, не только подразумевающие классические каноны блюза и джаза. Разрушая старое путем его нетипичного использования, он создает новую форму, не глумящуюся над старой, но в чем-то ее отрицающую. При всем при этом корни - есть, вот они, родимые, никто их не отсекал. Типичный для постмодернизма парадокс, сейчас, впрочем, никого уже не удивляющий... Альбом получился во многом соответствующим "серфинговскому" названию - он авангардно-стремительный, местами тяжеловесный и блюзовый, полный скрытой энергии и пульсирующей скорости. Гитара буквально вырывает из сознания элементы, составляющие сущность восприятия, унося их в жутковато-причудливые места. Уже тогда влиятельнейшие гитарные журналы приметили нового гения и устроили масштабную кампанию по популяризации уникальности Джо. Без малейшей суеты по поводу раскрутки и положенного промоутерского бреда Джо стал скромной и монументальной легендой, любимой и узнаваемой по одному лишь эху негромко исторгнутого звука. Сейчас даже в Интернете есть бесчисленные сайты, посвященные гитарам Джо, с подробными списками их предыдущих и последующих владельцев... Вот что значит истинная культовость. А супротив владельцев, кажется, их адреса-телефоны начертаны - приходи кто хочешь, грабь награбленное... В ноябре 1988-го Джо заслуживает "грэммиевскую" номинацию за "Dreaming # 11". Это коротенькая пластиночка из четырех песен, которыми Джо прикормил фанатов, дабы они не загнулись в голодном ожидании полновесного альбома. Через год аналогичная номинационная участь постигает и альбом "Flying In A Blue Dream".Джо не боялся экспериментов - он с радостью взялся за постижение губной гармошки и банджо и на этом же альбоме в первый раз попробовал добавить вокал. Собственный (это вам не творческий союз Олдфилд-Рейли). Причем неплохой и очень блюзовый. Музыка отличается какой-то глубокой и корневой депрессивностью. Правда, ближе к концу грусть сменяется веселенькими кантри-блюз мотивчиками, вгоняющими в эйфорию. "Into The Light" - просто, как небо, и невозможно, как вечность. Гитара временами срывается в истерику и не считается со статусом, навязанным ей временем и историей. Касательно истории записи этого альбома - непонятные и еле слышные голоса, которые можно заметить в самом начале, принадлежат некой дурацкой радиостанции, которую добросовестно уловил усилитель Джо во время записи. Аппарат со свойственной многим усилителям скрупулезносью начал негромкую трансляцию. Джо не сердился и решил оставить голоса для пущей убедительности. Самым коммерчески успешным альбомом стал, естественно, "Extremist", вышедший в 1992 году. Он довольно легкий для массового восприятия, понравился бы непредвзятому среднестатистическому слушателю, полон воздушных масс и прекрасного прозрачного мелодизма в каждой отдельно взятой секунде. Возможно, это самый лиричный альбом Satriani. Одна из песен (я думаю, это можно назвать песней, ведь гитарный голос равноценно выразителен) даже посвящена его жене (вы уже знаете, как ее зовут, поэтому без проблем отыщете название "Rubina's Blue Sky Happiness"). Альбом прекрасно может послужить фоновой музыкой, в отличие от того же "Surfin...", который требует максимально настроенного внимания. Эта работа стилистически не утомляет благодаря ширине и какой-то профессиональной "оторванности" от земли - не случайно в названиях композиций Джо присутствует так много неба и воздуха. Гитара задыхается и апофеозно парит над прогибающейся мелодической структурой. Каждая композиция почти нереально вгрызается в память и оплетает мозг паутиной струн. "Summer Song" из этого альбома стала прибыльнейшим хитом, до сих пор цитируемым в рекламных роликах и телевизионных заставках. Джо, естественно, в четвертый раз номинируется на "Грэмми". Оттачивать мастерство и пожинать популярность довелось в проведении турового времени с Миком Джаггером, устроившим в 1988 году соло-турне и нуждавшимся в ком-либо, обязательно не похожем на поднадоевшего Кейта Ричардса. В октябре 1993-го выходит многими считаемый лучшим двойной альбом "Time Machine". Первый диск содержит ранее не издававшийся материал, который заканчивается довольно затянутым "вудстоковским" джемом, а второй - концертные версии уже известных песен. Концертная часть примечательна еще и барабанным соло. Опять, как водится, пообещали "Грэмми", да так, видимо, и не дали. Все только номинировали. Тогда же Джо учавствует в турне DEEP PURPLE, значительно приукрасив уже не так уж и обильно лоснящуюся группу - он заменял самого маэстро Блэкмора. Вскоре Джо принял участие в потрясающем проекте "Merry Axemas - a guitar christmas", в котором задейстовались все великие гитаристы мира сего. Мэтры исполняли старинные рождественские песни. Среди отметившихся можно увидеть и услышать и Джеффа Бека, и Брайана Зетцера, и Стива Морса с тезкой Ваем... В 1995-м выходит альбом, озаглавленный опять же именем автора. Во многих энциклопедиях его так и именуют - "Self-Titled". Многие считают его неудачным. Возможно, из-за разрозненности. Или из-за слишком откровенной экспериментальности - как будто Джо издевается: "А ну, как вы вот это съедите? А это как, переварите?" - и так вплоть до тишины, которую хочется просто разорвать на кусочки и, как семейную тайну, унести с собой в могилу. Но наличие просто-таки гениальных композиций никем и не пробовалось отрицаться. "Cool # 9" - вообще величайший хит (у Джо многое под номером девять, не столько из-за Леннона, сколько из-за Курта Воннегута - вспомните композицию "Ice 9" и вещество из знаменитого романа пессимистично-мудрого американца). "Look My Way" - единственная песня на альбоме, у которой есть текст. Причем хороший текст. Насыщенный. "Down Down Down" - кажется, это фраза из кэрроловской "Алисы". Композиция почти неслышная и прозрачная, заставляющая подключиться к ней на все сто процентов мозговых возможностей, о которых мы ранее, естественно, не подозревали. Обычным же языком говоря, просто очень красиво. Простите за банальность. Самое лучшее в альбоме - его невероятно блюзовое и спокойное, очень теплое настроение. Барабаны Manu Katche просто феноменальны. Говорят, что на данном альбоме лучше всего видны и слышны корни Джо. Иногда даже Хендрикс прорывается. Это вам не шуточки. В 1996-м свершается один из самых амбициозных проектов Джо - турне под названием "G3", в котором участвовала троица Satriani-Вай-Эрик Джонсон. В следующем турне команды Эрика Джонсона заменяет Kenny Wayne Shepherd. До этого Джо успевает поджемить с джазовым гитаристом Pat Martino. В 1998-м выходит "Crystal Planet". Турне, посвященное альбому, считается одним из самых грандиозных достижений Satriani. Джо номинируют понятно на что за живую версию "Summer Song" и за сингл "A Train Of Angels". Потом наступает тихая и окутанная таинством неизведанного работа над новым альбомом. "Engines Of Creation" недавно появился на свет и доступен каждому... О самом альбоме, который получился более необычным, чем ожидалось, и откровенно наэлектризован во всех смыслах этого прекрасного слова, Джо говорит: "Я намеревался не сделать полностью гитарную запись, имеющую хоть что-то общее с моими работами 80-х или 90-х. Я действительно решил сделать шаг вперед и немного изменить окружающую обстановку. Мы пошли этим путем, потому что хотели сделать необычный альбом". Джо отказался от многих традиционных способов получения звука, почти не пользовался стандартными усилителями. На заметку: в числе последних пламенных увлечений Джо - действительно замечательный новый диск труповскрывательной группы KORN. Альбом открытый, как и сам автор. Он перед вами, как под микроскопом. Слушайте голос его гитары и ни о чем не спрашивайте. Он уже не бог, но еще не легенда - самый обычный человек с обычными вкусами и устремлениями, тягой к постижению и созданию истинной красоты... Его любимые фильмы - "Жизнь прекрасна" (!!!) и "Апокалипсис сегодня". Его любимый альбом "роллингов" - "Exile On The Main Street" (1972 год). Возможно, он - величайший из живущих ныне гитаристов. Возможно, не только из живущих. Он не курит траву и не читает вредного Ирвина Уэлша. Тем не менее, нечто SMF из альбома, одноименного с тем, что Джо дали при крещении, расшифровывается не иначе как "sick motherfucker", что наводит на размышления... Он уже не играет на концертах собственную композицию "Crushing Day" - он считает ее слишком сложной. Он ведет не очень характерный для рок-музыканта образ жизни - его почитают и цитируют на интернет-сайтах христианской музыки. Не спорю, в его гитаре и вправду есть нечто божественное. Мало того, теперь Джо лыс. Он выбрил голову не потому, что увлекся нетрадиционными философиями, а потому, что решил лучше быть сознательно лысым, чем получить эту же лысость в качестве подарка матушки-природы к почтенному возрасту. Человеку сорок лет, что вы хотите... Он просто есть. И не знаю, чему и кому мы должны быть благодарны за это наличие. Наверное, себе, ведь мы сами создаем свой мир. И действительно приятно, что он соприкасается с тем миром, который создает Joe Satriani. Миром, состоящим из вибраций, света, музыки и всего остального, что мудрые люди считают самым настоящим. |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |