Маслянский мастер мечтает обучать школьников народным промыслам. Андрей Васильев после долгих лет работы фотографом занялся гончарным делом. За шесть лет его изделия разошлись по городам России и даже попали за рубеж - в Германию, Англию, Италию, Норвегию, Израиль и Китай.
- Обожженное изделие натираю камушком-самоцветом, когда глина еще влажноватая. Верхний ее слой уплотняется, становится полированным. Потом снова обжиг, купание в молоке и еще раз обжиг. Молоко проникает в поры глины, а при обжиге запекается, и изделие приобретает цвет пригоревшего молока, - рассказывает Андрей о технике молочения.
Его небольшая мастерская расположилась в селе Маслянском Курганской области, в старинном доме, которому, говорят, уже 150 лет. Дорога к ремеслу, утратившему сегодня былую популярность, у Васильева была долгой: пришлось менять города и род занятий.
Андрей вырос в Омске. По профессии он фотограф. Фотосъемкой заболел еще в школьные годы, когда родители подарили фотоаппарат. Потом была учеба на отделении фототехники и работа на телевизионном заводе. Переехав в Ноябрьск, а после в Салехард, обучал фототуристов в детском центре, работал фотолаборантом, фотокорреспондентом.
- В любой сфере, где бы Андрей ни трудился, он все время занимался фотографией. Работа была разной, но профессия одна, это сейчас он ее в корне поменял, - говорит супруга мастера Светлана.
Ей тоже пришлось сменить сферу деятельности. Раньше Светлана была директором сельского клуба, а сейчас, по сути, стала менеджером мужа, хотя и сама участвует в создании гончарных изделий - занимается росписью.
С Севера в конце 90-х годов в Маслянку переехало около 20 семей. Васильевы здесь с 2000 года. Обустроились, занялись сельским хозяйством. А гончарное дело в жизнь семьи вошло, можно сказать, случайно. Во время бурения скважины обнаружили мягкую синюю глину, вылепили нехитрые игрушки и обожгли их в банной печи. После этого Андрей загорелся идеей самостоятельно изготовить гончарный круг по конструкции английского мастера Бернара Лича. Информацию нашел в Сети. Сам сложил печку, которая служит теперь для обжига и отопления. Помог интернет овладеть и гончарным ремеслом: начинающий мастер смотрел видеоуроки, не забывая при этом о практике.
Изделия шадринских мастеров в других регионах уже узнают. Стиль, существовавший в начале прошлого века и в послевоенное время, исчез. Однако мастера не стремятся его восстановить, а создают заново, говорят, глина сама его диктует: на нее не ложится глазурь, а значит, нужно искать другие способы украшения изделий.
- Наша характерная черта - гравировка, - объясняет Андрей Васильев. - Мы не используем глазурь или глину с добавлением цветных пигментов, рисуем по сырой глине. Узор-вилюшка считается шадринским. Он делается стеком прямо на гончарном круге. Такой орнамент рисуют везде, и на Украине, и в Центральной России, но не так, как мы. Мы очень много раз повторяем эти вилюшки, они накладываются друг на друга, и получается красивый узор, характерный для Зауралья.
Сельские дети с интересом знакомятся с ремеслом, приходят к Андрею в мастерскую пробовать силы. Васильев считает, что научиться работать на гончарном круге следует каждому ребенку. Супруги мечтают открыть в здании приходской школы, построенном еще в начале прошлого века, школу народных промыслов. |