В начале XX в. Карачельский храм, стоящий на высоком холме посреди села и поднимающийся над растущими по берегам реки Миасса зелеными садами, по своему благолепию был одним из первых во всем Челябинском уезде. Построенная из кирпича на фундаменте из дикого камня церковь была снаружи оштукатурена и выбелена известью, а внутри расписана священными изображениями. Общая длина здания составила более тридцати семи метров при наибольшей ширине теплого храма около двадцати двух метров. Окна церкви расположились в два яруса, причем все двадцать три окна нижнего яруса имели кованые решетки. Все здание, покрытое окрашенной в зеленый цвет жестью, увенчивалось семью главами с золочеными крестами. На куполе главного храма покоилась большая глава в окружении четырех малых, расположенных по сторонам света. Такая же небольшая главка с крестом увенчала и его алтарную апсиду. Издалека был виден блестящий крест белой 35-метровой колокольни.
Церковь была закрыта в конце 1920-х – начале 1930-х гг. и занята Карачельским сельсоветом под хозяйственные нужды. В послевоенные годы в здании размещался склад машинотракторной станции, оно находилось в полуразрушенном состоянии. Предполагалось даже разобрать угрожающие обвалом купола. К концу 1940-х гг. храм был заброшен, каменная ограда полностью разобрана. В марте 1954 г. церковь подверглась пожару, который уничтожил все деревянные конструкции, почти полностью выгорели кровли, обнажившиеся своды дали многочисленные трещины. В 1961 г. Шумихинский райисполком признал здание аварийным и просил областные власти разрешить разобрать его. Однако ходатайство это было отклонено, т.к. еще 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР Трех-Святительская церковь была отнесена к числу памятников архитектуры, подлежащих охране государства. Несмотря на это пустующее здание не ремонтировалось и продолжало медленно разрушаться. В 1960-е – 1970-е гг. полностью обрушились сводчатые перекрытия притвора, трапезной и южного придела. Специалисты Свердловского архитектурного института, проводившие в начале 1980-х гг. осмотр памятника, заключили, что он является выдающимся образцом барокко на Урале и важным звеном в кругу близких по типу построек уральских и сибирских мастеров второй половины XVIII и первой трети XIX столетий. «…К основному храмовому четверику с обширным пятигранным алтарем примыкает трапезная, по сторонам которой устроены два придела со своими особыми апсидами граненой формы. В западную часть трапезной включено и основание колокольни. Притвор церкви состоит из трех помещений и имеет одну ширину с трапезной. Завершение храма отличается живописностью. Четверик увенчан оригинальным продолговатым куполом, наделенным четырьмя люкарнами. Эти детали являются световыми постаментами для боковых глав. Центральная глава на низком восьмиграннике оформлена круглыми проемами. Барабаны главок фигурные с волютами. Южный и северный фасады постройки почти одинаковы. Окна в два света закомпонованы по трем осям. Фасады завершены фигурными фронтонами с окном в центре. Входные проемы размещены по центральной оси, которая подчеркнута окном над ним, окном во фронтоне и продолжена главкой. Однотипные окна, проемы которых с лучковыми завершениями заглублены в прямоугольных нишах, имеют барочные наличники. Углы храмового четверика укреплены лопатками. Плоскости стен отделены карнизами от фигурных фронтонов. Последние украшены тонко прорисованными декоративными мотивами волют. Фасады приделов одинаковы и организованы размещением однотипных окон и лопаток соответственно основным частям храма. Три окна придела отделены лопатками от двух окон против колоколенной части и от одного окна притвора. По центру западного фасада расположен вход. От него по сторонам размещены по окну и оконной нише. Притвор и приделы объединены профилированным карнизом с сухариками. Четырехгранная колокольня имеет два яруса звона, со скошенными углами, и завершена четвериком со сквозными проемами и фигурной главкой. В интерьерах постройки перекрытия явились активнейшим элементом. Алтарь, перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом со световой главой, отличается хорошей освещенностью. Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранной световой главой по центру. Свод отличается высокой стрелой подъема. Его лотки по сторонам света прорезаны глубокими распалубками с люкарнами, выведенными в плоскость стен. Распалубки раскрыты вверх и соединены с восьмериками световых главок. Оконные проемы храмовой части объединены вертикальными нишами, центральные из которых соединены с распалубками. В интерьере храмовой части сохранились фрагменты росписей, в которых наряду с изображением святых варьировались архитектурные мотивы, растительные и геометрические орнаменты…». http://gako.archives.kurganobl.ru/article_10 Бывшие церковные лавки и склады _________________ Продолжение следует… |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы |